Когда встречаешься с виртуалом в реальной жизни, почти всегда испытываешь разочарование, насколько образ виртуального френда отличается от человека в его телесной оболочке. Речь идет, разумеется, не о внешности, хотя и при общении с человеком в сети чаще всего, как и при чтении книги, представляешь себе персонажа определенным образом. Что касается мира внутреннего, то в личном общении человек обычно добрее, приятнее, милее, чем в сети. Многие радостно констатируют этот факт: «А человек-то, оказывается, ничего, с ним можно найти общий язык, почему же в сети мы и двух реплик не могли сказать друг другу, чтобы не сцепиться?» Объяснение тут простое: в ежедневном личном общении глаза в глаза мы много лукавим и это естественный процесс. Если бы все говорили то, что они друг о друге думают, никого уже не осталось бы в живых. Анонимность позволяет быть откровеннее, поэтому кажется, что человек в сети «злее».
Любое сетевое сообщество, будь то, скажем, жж-комьюнити, группа вконтакте по интересам или мамский форум, рано или поздно начинает стремиться к развиртуализации, к встречам в режиме оффлайн. Пользователи выбирают кафе или чей-то дом, узнают, кто стоит за безликими юзернеймами, после чего неизбежно меняют свое отношение и к виртуалу, становясь необъективным – ведь сложно резко оппонировать человеку, которого знаешь лично, пьешь с ним кофе за одним столом, как бы раскуриваешь «трубку мира». То есть виртуалы начинают лукавить друг другу так же, как и в реальной жизни. Так, достаточно тесное сетевое сообщество постепенно перестает быть таковым – это просто группа людей, которая в перерывах между личными встречами обменивается репликами при помощи интернета. При таком раскладе любой юзер, желающий оставаться в своем сетевом обличии, начинает сильно выпадать из этого круга друзей, потому что ему уже нет места в их оффлайн-жизни, стало быть, он чужак и, даже если по рамкам интернета его поведение абсолютно нормально, каждая его реплика начинает восприниматься грубым выпадом.
Я не подвожу вас к той или иной мысли, еще никто не мог запретить людям встречаться на почве общих интересов, интернет и разобщает, и объединяет нас с равновеликой силой. Просто удивительно, насколько человек труслив, что, даже будучи надежно защищенным экраном монитора, он не имеет в себе сил быть достаточно объективным, боясь, что кто-то его посчитает «нехорошим».