Под знаком грядущего Первомая практически незаметно вступила в свои права первая неделя месяца. И в этом, пожалуй, никто особого символизма не увидел. А, может, и зря. Потому как ближайшие семь дней – особые: пошел обратный отсчет эпохи правления Дмитрия Медведева…
Цари, как говорится, приходят и уходят, а народ остается. Бог с нами, людьми от сохи. Обществу, что называется, не привыкать к смене политических декораций на самом верху политического Олимпа. Особенно за последние четыре десятка лет. После смерти Брежнева, помню, череда лиц в кресле генсека КПСС стала настолько частой, что у нас, в уфимской «Вечерке», даже появились официальные плакальщики, за подписью которых мы давали соболезнования по уходу из жизни очередного сановного пенсионера – «помирашки» на газетном сленге. Писали их просто, не напрягая мозговые извилины, с элементом цинизма. Был отработанный стиль, набор фраз, типа «наш многотысячный коллектив со скорбью воспринял известие о безвременной (?!) кончине товарища …».
Нынче, слава Богу, ситуация иная. Дмитрий Анатольевич покидает первый пост в добром здравии и, надеюсь, при отменном здоровье. Мало того, из обоймы высшей номенклатуры не уходит – ожидает его не только премьерство, но и возможное руководство партией власти. Словом, рокировка – чисто российское «ноу-хау».
Я нынче - о другом. Возможно, мы становимся свидетелями смены эпох. В глобальном смысле этого слова. Оценку президентства Медведева, его технократизму и внешнему лоску интеллектуала мы дадим в полной мере не завтра. И даже не через год. Намного, думается, позже. Когда будет с чем сравнивать… В сопоставлении или на собственной шкуре – не дай, как говорится, Бог второе. Очень вероятно, что полный анализ политических событий нынешней смены президентского правления придется делать нашим детям – уже повзрослевшим, пережившим не один путинский срок. Какова получится тональность оценки, остается лишь гадать. И уповать, что будет при этом преобладать позитивная лексика…
Тем не менее, одно на сегодняшний день очевидно: каждому лучше надеяться на собственные силы, сметливость, выживаемость. Тот, кто раньше понял эту нехитрую житейскую заповедь еще при Ельцине, сегодня умеет рассчитывать семейные траты, соизмеряет фантазии и возможности, планирует бюджет на месяцы вперед. Миф о добром царе сегодня, увы, уже не актуален. Потому как сильны бояре. И вчера, и сегодня, и, скорее всего, будут творить погоду и завтра. Тем не менее, остается малая толика надежды, что ждут при Путине страну и терапия, и микстуры. Лечебные, а не поддерживающие состояние комы. Судить об этом станем уже по первой осени Владимира Владимировича. Нового старого президента. Подождем. Уж это делать мы научились в совершенстве.
Первые семь дней мая, между тем, пройдут быстро. Но каждый прожитый день нас будет отдалять от предыдущих четырех лет. Какими они сложились для страны, уже знаем. А стала ли эпоха Медведева в чем-то знаковой в жизни каждого из нас? Да, в сфере общественного мировосприятия перемены есть. Это показала та же Болотная площадь. А что надломилось в сознании отдельного человека? С какими мыслями он готов принять нового царя? И будет ли правитель учитывать трансформацию мышления иванова-петрова-сидорова, которые уже способны горланить кухонные пересуды на лобном месте? Вопросы, вопросы, вопросы. Суть ответов и есть, на мой взгляд, наши будущие реалии.
И последнее. О завтрашнем дне. Стыдливость или недосказанность по отношению к Первомаю - особенность нашего бытия. С одной стороны, День международной солидарности трудящихся – политический, вроде как, архаизм. Поздравлять с ним нас будут лишь лидеры КПРФ. Остальные, по всей вероятности, смолчат. С другой же стороны, в календаре дата помечена красным цветом. Опять двойные стандарты? Мы празднуем или как? Будем делать вид, что это – традиция? Тогда чья? Добрая или отживающая свое? Опять вопросы. Вот так и живем. Занятно, право. Не находите?