Сейчас легко быть молодым. Писателем, журналистом, художником… Все тебя хвалят, потому что боятся загубить юный талант на корню. Дают премии, стипендии и гранты, вывозят на пленэры и форумы, устраивают специальные проекты. В общем, всячески поощряют в надежде помочь будущей звезде с первых же шагов по тернистому творческому пути. С одной стороны, это хорошо, с другой – несколько развращает. Молодой художник, привыкнув к усиленному вниманию со стороны состоявшихся мастеров, по достижении роковой планки в 35 лет, испытывает коллапс. Если ему удается его преодолеть, то он переходит в следующую категорию – художников зрелых. А какой-то процент не может расстаться с ролью ведомого и перейти к самостоятельной творческой жизни, так и оставшись в памяти публики вечно молодым художником.
Писать о молодых художниках очень сложно и не многие искусствоведы возьмутся исследовать эту изменчивую среду – гораздо перспективнее изучать классиков или художников, пусть и современных, но проверенных, так сказать, временем. Любой молодой художник очень ненадежен – по окончании вуза он может, например, стать дизайнером и забросить аскетическое занятие живописца. Или уехать в Москву и не вернуться. Поэтому рефлексия на молодежный процесс происходит в таком же мобильном режиме, как и сама их жизнь – в газетно-журнальных публикациях Уфы и предисловиях к каталогам. Самое научно-систематизированное издание на сегодняшний день, посвященное этой теме, – каталог Первого республиканского конкурса молодых художников Башкортостана на лучшее произведение изобразительного искусства. Здесь собрана полная библиография по каждому из участников конкурса, описаны их работы. Можно почерпнуть некоторую информацию и из регулярных каталогов выпускников Уфимского училища искусств мастерской Рамиля Маглиева под общим названием «Мы выбираем» и других, уже не столь регулярных каталогов. Перелистывая эти каталоги, я часто задаюсь вопросом: куда подевались все эти перспективные на то время молодые художники? Кто-то устроил одну-две выставки и исчез, кто-то перестал быть художником в высшем понимании этого слова, кто-то уехал и выпал из нашего поля зрения. Почему так произошло, чего им не хватало для перехода к творческой зрелости?
«Творчество вообще сфера интуитивная, - пишет в журнале «Гипертекст» архитектор Алексей Пантелеев, - можно знать то, что делали другие, но еще не факт, что сам будешь творцом. Научение в творчестве идет через пробу творчества. И хотя под это прекрасно заточены учреждения среднего специального образования, маленький червячок честолюбия (как и запросы рынка) заставляет думать о большем - о продолжении образования».
И вот, каждый день сотни уфимских студентов высших учебных заведений ставят мольберты, открывают баночки с красками, натачивают карандаши и начинают усердно копировать горшки с цветами и античные гипсовые слепки. И так продолжается многие годы… Кем они выходят после окончания нашего академического вуза? В лучшем случае – копиистами-ремесленниками, а некоторые не осваивают и этого умения. И пройдут еще годы, прежде чем молодой художник поймет, что учиться ему надо было художественному, концептуальному мышлению, осваивая попутно медиатехнологии, каковые только и имеют перспективы в завтрашнем дне. Иначе можно окончить свою карьеру на пешеходной улице или в подземном переходе, торгуя пейзажами. Выпускница нашего худграфа Юлия Петренко как-то раз написала мне: «Наше обучение шло, совершенно не адаптируясь к современным потребностям! Когда курс компьютерной графики начинается только на 5-м курсе – это, как минимум, странно. Какие-то основы дизайна вы тоже вряд ли получите от наших преподавателей».
Каждый год республика теряет множество потенциальных художников, которые могли бы стать ее гордостью. Не только потому, что они уходят в другие сферы, но и потому, что они уезжают в российские столицы дополучать более современное художественное образование на курсах, на втором высшем, а может, и на месте первой работы.