Как организатор выставок и разных других мероприятий, я постоянно работаю с журналистами. И они не перестают меня изумлять. Во-первых, журналист слишком часто считает, что его задача – придать выставке/художнику нужный имидж. А этот имидж, независимо от жанра издания, часто носит черты дешевой сенсации. Типичный вопрос редактора, когда ему предлагают материал, например, об открытии выставки: «А что там случится необычного?» Здесь у издателя действует железный принцип: выставка сама по себе не интересует нашего читателя, это не информационный повод. Если на выставке никто не раздевается и не бросается на зрителей, то журналист словно бы в растерянности: о чем писать?
Недавно на сайте Rufa.ru появился отзыв некой Карины Еникеевой, она побывала на выставке Сергея Брюханова «Земля и краска», и, так как ничего, кроме созерцания картин и общения с художником, на выставке не предлагалось, то ее отзыв получился беспомощным донельзя: «Ну и что может сказать человек, совсем не разбирающийся в абстракционизме? Знающие люди поймут, разберут и оценят. А для остальных, разве что — вон тот зеленый квадрат на отдельной стенке». Журналисты наши ошибочно полагают, что для того, чтобы написать профессиональную статью о выставке, надо как-то особенно «разбираться». На самом деле не существует людей, абсолютно глухих к искусству, нужно просто держать глаза и уши открытыми и хотя бы попытаться понять мессидж художника, а затем и передать его доступными словами читателю.
Но журналисты отказывают зрителю в обладании вкусом, они предпочитают подменять искусство игровыми манипуляциями. Например, некоторое время назад в уфимской прессе был очень моден молодой художник Евгений Севастьянов, который довел искусство акционизма до абсурда, превратив его в шоу, за которым не крылось никакого содержания. «Художник Севастьянов превратил очередную выставку в оккультную оргию» - заголовок статьи об открытии его выставки в «Московском комсомольце». Боясь прослыть отсталыми, журналисты своим интересом поощряли художника на дальнейшее шутовство, к счастью, сейчас он его уже перерос. Понятийное отставание местных журналистов еще очень велико – фактически они находятся еще только в начале пути, который уже преодолел век ХХ-й. И это, несмотря на то, что в последние несколько лет галереи и музеи находят возможность показывать в Уфе достойные образцы современного искусства общероссийского и даже мирового уровня.
Тяга к сенсациям создает возможность и для таких профанаций, как выставка живописи матери Юрия Шевчука, с аншлагом проходившая в галерее «Мирас». Фигура рок-певца давно стала городским брендом - это обстоятельство сыграло важную роль в восприятии выставки. Одно только присутствие мэра города и министра культуры одновременно (заметим, что чиновники – нечастые гости на культурных мероприятиях города, если они не связаны с национальной политикой) безосновательно подняло статус выставки на недосягаемую высоту. Не было ни одного СМИ, которое не рассказало об этой выставке исключительно по причине привлекательности бренда Шевчука.
Прессу интересуют и такие формальные информационные поводы, как юбилеи и годовщины. Об этом как-то в интервью сказал наш киновед и ведущий клуба «Синематека» Владимир Жерехов:
- Все время сталкиваюсь с кафкиански абсурдной ситуацией. Подхожу к педагогам, сообщаю о демонстрации, к примеру, фильма «400 ударов» Франсуа Трюффо. А они: «Это к какой дате?» Бесполезно говорить, что Трюффо в отрочестве попал в колонию, и что это не помешало ему стать выдающимся режиссером. Мол, не полезно ли ребятам узнать эту историю? А скажу: «Фильм будет демонстрироваться к 65-летию великой Победы» - все! Возражений нет!
СМИ в целом и телевидение в большей степени оперируют, прежде всего, образами, и от того, какой имидж они придают тем или иным героям эфира, зависит укоренение их в массовом сознании. Региональная пресса выставляет современное искусство в гротескном и очень упрощенном виде. Литературный критик из Набережных Челнов Анатолий Ухандеев пишет в своем блоге о подобной подаче: «По ТНТ-Челны ровно сейчас закончилась передачка «Культурный город». Но до чего убогая передача... Какое-то издевательство. Разговор на уровне: у Блока совочек красный, а у Пушкина совочек синенький. А Цветаева сделала домик из песка, а Маяковский из фантиков. Такие передачи наносят серьезный вред имиджу искусств, в частности, поэзии. Потому что поэты предстают в них слабоумными паразитами».
То же самое вполне относится и к художникам, поэтому искусство на региональном телевидении подается еще более упрощенно. Передачи развлекательного толка, которыми в основном заполнено местное телевидение, диктуют свои правила, отсюда и цирковая форма подачи – ничего серьезнее фокуса у нас зачастую показывать нельзя – все боимся, что народ не поймет…