Все новости
Мнение
6 Марта 2012, 11:05

Старое и новое в нас

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик
Есть такие люди, которые как-то особенно чутко чувствуют течение времени, умеют сохранить его приметы, выделить главное, постараться пронести с собой в будущее очаровательный образ прошлого. Недавно на одной из встреч уфимского архнадзора, в который входят люди именно такого склада, я слушала рассказ Риммы Гадельшановны Юнусовой. Она говорила о чувствах, которые испытывала при сносе деревянных домов на улице Аксакова:
- Мне 70 лет, но Уфы моего детства уже давно нет! Каждый раз, когда я начинаю говорить об этом, у меня наворачиваются на глаза слезы и я все время думаю: это же надо так ненавидеть Уфу, чтобы от нее ничего не оставить, кроме бетонных коробок. Если деревянные дома оставить на своем месте, в городе, то нынешние уфимцы хотя бы будут знать, с чего начиналась нынешняя Уфа, вот с таких именно домов. Я просто плакала, когда сносили дома по Аксакова, потому что с этим национальным достоянием республики обращались варварски – доски крыши скидывали так, что они с грохотом разбивались об асфальт и превращались в щепу. При этом заместитель тогдашнего министра культуры Тамара Пушкарева звонила и убеждала меня, что все это по бревнышку перенесут в будущий Музей деревянного зодчества. Извините, но я в это не верю…
Я ощущала ее боль от того, что старый мир разрушается на ее глазах, но в то же время меня не раз удивляла узость взглядов борцов за сохранение старинного облика города: они признают безусловную красоту дореволюционного деревянного зодчества, но совершенно не умеют оценить эстетику конструктивизма; восхищаются идеалами античной красоты, а вот средневековое искусство считают упадочным…
Недавно из Нижнего Новгорода к нам приезжал актуальный художник Валерий Барыкин, он рассказывал о том, что некоторые состоятельные люди в их городе сейчас предпочитают покупать квартиры в старых сталинских домах. Один из таких людей пытается восстановить обстановку в квартире полностью – вместо модного ламината постелить настоящий паркет, найти аутентичную мебель, предметы обстановки. И это не просто бездумная стилизация, продиктованная модой. Просто старинное постепенно перестает быть ненужным и лишним, оно возвращается в умы и, главное, в сердца людей.
На днях я ездила в города Набережные Челны и Елабугу. Два совершенно разных города на одной реке. Город Челны практически без дореволюционной истории, город, состоящий исключительно из архитектуры новейшего времени, и купеческий город-музей Елабуга, которому советской властью до 1973 года было запрещено строить что-либо серьезное, кроме небольших частных домов. Так вот, жителям Набережных Челнов не очень нравится облик своего города, они считают его скучным, серым, типовым, хотя на самом деле и у них есть шедевры модернистского искусства, их надо только уметь оценить. Но, безусловно, совершенно иначе чувствуешь себя на пешеходной улице в Елабуге, сплошь состоящей из купеческих домов прошлого века. Словом, моему сердцу милы оба города, потому что я, так сказать, модернист-консерватор – выступаю за сохранение старого в разумных пределах, не в ущерб росткам нового, чье появление неизбежно, так как обусловлено самой жизнью и развитием общества.
Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: