На минувшей неделе республика приняла иностранных наблюдателей от ОБСЕ, которые будут присматривать за ходом президентских выборов. Встречались они со спикером нашего парламента Константином Борисовичем Толкачевым. После пятиминутных протокольных фото- и телесъемок гость шведский, а также литовский (теперь уже после распада страны – тоже гость) и переводчики при них остались для разговора с председателем Курултая.
Впрочем, Константин Борисович по окончании встречи посвятил прессу в суть состоявшейся беседы – а чего ее прятать? И так все ясно!
Что ж, нам надо только поблагодарить наблюдателей за то внимание, которое они проявляют к нашим выборам, к нашей стране. Наша заинтересованность в том, чтобы они проходили гласно, открыто, при полном соблюдении всех требований законов, да с огромным количеством наблюдателей, сегодня очевидна.
К слову сказать, ни в одной европейской стране подобных мер к прозрачности и объективности не предпринимали.
Гости были ошарашены суммой, какую государство выделило на оснащение избирательных участков веб-камерами и прозрачными урнами. Они за голову схватились: 15 миллиардов рублей!
Нас уверяют: голос каждого избирателя будет обязательно учтен. Камеры зафиксируют. Все это сделает невозможными какие бы то ни было махинации. А я таки думаю, что все равно человек – важнее.
Вспоминаю историю с выборами из недавнего прошлого, когда друг другу противостояли два кандидата: Ельцин и Зюганов. Председатель одной из участковых избирательных комиссий в Нефтекамске Вячеслав Иванович Трофимов во всей полноте ощутил на себе тяжесть ответственности. Но не с той стороны, с которой можно было бы подумать. На него начал давить его непосредственный руководитель по работе. Просьба-приказ был несложный, как, собственно, и выбор: вот стопка денег, вон стопка бюллетеней. Деньги – в карман. Бюллетени – в урну - и чтобы завтра утром к открытию они уже лежали там.
И он отказался. Прямо в лицо сказал своим просителям: то, о чем вы говорите, называется государственным преступлением.
В ответ сочувственно качали головой:
- Вы, судя по всему, Вячеслав Иванович, устали. Вам надо отдохнуть.
Выборы прошли – жизнь продолжалась. Через какое-то время ему пришлось остаться без работы. Естественно, по сокращению штатов. Сделано это было элегантно. (Впрочем, вскоре не стало и самого предприятия, сгинувшего в пучине экономических реформ).
Над Трофимовым хохотали коллеги: «И что ты доказал?» Его слова о чести и совести вызывали еще больший смех. После всей этой истории он перестал быть председателем участковой комиссии.
Да, чуть не забыл: именно на этот участок в день выборов явилась делегация иностранных наблюдателей. Урны были проверены. Чистота голосования подтвердилась. Как и честь самого Вячеслава Трофимова.
Почему я называю имя? Дело прошлое. Никто уже не станет упрекать его в том, что он рассказал об этом. Да и я, работавший в те годы собственным корреспондентом газеты «Республика Башкортостан», в своем репортаже поведал тогда только светлую часть этой истории. Темная сторона никого не интересовала.
Что пережил в связи с этим Вячеслав Иванович Трофимов, знает только он сам. Но и он уже никогда не расскажет об этом: буквально на днях его не стало. Человека с честью и совестью, не позволившего совершить преступление против государства. Хочу, чтобы те, кто сегодня в избиркомах работает, – а работа не подарок, - вспомнили об этом человеке. В общем-то, о своем коллеге.
А вы говорите: «веб-камеры!»