Все новости
Мнение
2 Февраля 2012, 09:45

Крокодилограмм или трудности перевода

Артур Кудашев
Кмн, врач психиатр-нарколог
Помните старый мультик про удава, который в попугаях был длиннее всего? Сам я вспомнил про него, когда читал недавно один интересный документ. Прошлогодний отчёт Управления по наркотикам при Организации Объединённых Наций.
Если верить его данным (а не верить оснований, кажется, нет), то наша страна находится сейчас на первом месте в мире по потреблению опийных наркотиков. Главный среди них – это героин. 25% его мирового потребления приходится на Российскую Федерацию.
И вот о чём подумалось. Мы, наркологи, в последние несколько лет героиновых наркоманов у себя видеть стали всё меньше и меньше. А всё больше и больше видим наркоманов «крокодиловых». «Крокодильщиков» сейчас даже гораздо больше, чем «героинщиков». «Крокодилом», аптечным наркотиком, называют зелье, которое готовят из ряда лекарств, свободно, без рецепта, продающихся в аптеке. Читатели «ОЭГ», наверняка, об этом что-то слышали. О «крокодиле» в последнее время много говорят и пишут. Штука эта страшная. Во-первых, привыкание к нему формируется быстрее, чем к другим опиатам. А во-вторых, «крокодил» быстрее и чаще вызывает изменения личности и разного рода токсические и летальные осложнения.
Так вот, что примечательно. В ООН-овском докладе о «крокодиле» (по-другому дезоморфине или пермониде) нет ни слова. И это, на первый взгляд, странно. Странно потому, что наш Госнаркоконтроль эту тему довольно давно отслеживает и результаты озвучивает. Материалы об этом доступны любым международным экспертам, в т.ч. из ООН-овских структур. Тем паче, что и само это Управление по наркотикам возглавляет российский чиновник – карьерный дипломат Юрий Федотов, наш бывший посол в Великобритании.
Выходит, что-то там, на «границе» РФ /ООН не стыкуется. Предполагаю, что проблема заключается в том, что количество «крокодила» трудно посчитать. С героином это проще. Есть цифры по изъятиям у «гонцов», есть данные по урожаю мака и производству опия-сырца в Афганистане. На этой основе можно уже как-то ориентироваться.
А «крокодил» так не посчитаешь. Сколько у нас в 2011 году продано безрецептурных противокашлевых и обезболивающих кодеин-содержащих препаратов, служащих сырьём для производства дезоморфина? И сколько из них было, действительно, использовано против боли и кашля? А не для изготовления «дури»? Никто не знает. Мы можем только гадать. Мы не можем измерить истинную «длину» душащего нас опийного «удава». Ни в попугаях. Ни в «крокодилах». Ни в любых других экзотических животных.
Каков же выход? По-моему, он очевиден. Надо сделать, наконец, эти лекарства рецептурными. И не только кодеин-содержащие, а вообще – все. Ум человека с зависимостью устроен так, что он постоянно ищет – где и из чего взять то, что ему нужно. Я уверен, что наркоманские эксперименты на коделаке и седалгине не закончатся. Поэтому надо переходить к продаже большинства лекарств в аптеке по рецептам. Кроме самых простых, типа активированного угля. И чем скорее – тем лучше.
Да, на первых порах это создаст неудобства. Наверное, не только для наркоманов. Ну что же, придётся к этому привыкать. Я лично готов. А вы?
Автор:Артур Кудашев
Читайте нас: