На минувшей неделе австралийские аборигены возвратили туфлю премьер-министру своей страны Джулии Гиллард. Она потеряла обувку, убегая из ресторана, который блокировали аборигены-правозащитники. Они стучали по стене питейного заведения кулаками, кричали слова «Позор!», «Расисты!» и требовали от главы правительства лишь одного: внести изменения в Конституцию страны, признать аборигенов коренными жителями страны и удалить из основного закона статьи, которые санкционируют расовую дискриминацию.Инцидент, между прочим, произошел в День Австралии - этот праздник знаменует начало освоения континента европейцами.
Глава правительства не скрывала своего возмущения. Она выразилась в том смысле, что согласна с протестами, но до тех, пока они не связаны с насилием. Утрата туфли для потрясенной женщины было самым ярким проявлением такого насилия.
Первая: то, что покоренный несколько сот лет назад туземный народ, судя по всему, темный и непросвещенный – ибо почему ему до сих пор не дают права голосовать на выборах наравне с белыми (и, кстати, жить рядом с белыми им тоже запрещено), – несмотря на свою дремучесть, вернул туфлю премьеру.
Вторая: почему совет безопасности ООН до сих пор не принял никакой резолюции по этому поводу, в которой бы выразил поддержку восставшему народу? Опыт последних месяцев показывает, что эта глобальная международная организация такие события мимо не пропускает. Достаточно вспомнить резолюцию №1973 по Ливии, которую приняли весной прошлого года в поддержку вооруженных людей, восставших, прошу заметить, с оружием в руках, против диктатора Каддафи. Или другую резолюцию – теперь уже по Сирии, - которую приняли буквально позавчера. И тоже ведь в поддержку бунтующего народа, поднявшего руку, опять-таки вооруженную, против действующей легитимной власти. Правда, президента Сирии еще не назвали диктатором. Будет сопротивляться – назовут.
А тут – подумаешь, какие-то аборигены! Ишь, захотели равных прав с белым, просвещенным, цивилизованным, прогрессивным, гуманным населением! К слову, в настоящее время 25-я статья австралийской Конституции позволяет властям отстранять аборигенов от участия в голосовании, а статья 51 позволяет парламенту принимать законы по расовым признакам. Обе статьи были приняты еще в 1901 году для того, чтобы не дать аборигенам селиться в районах, где проживало "белое" население страны. Говорят, в стране готовятся поправки, которые года через два внесут в главный закон континента.
Можно было бы отмолчаться, конечно, по поводу разутой Джулии Гиллард. Какое нам дело до далекой Австралии? Она – вон где, другой континент. Еще дальше, чем Африка. Смущает одно обстоятельство: что может и что должно произойти в любой стране мира, чтобы западная цивилизация начала принимать резолюции? Судя по всему, одной туфли недостаточно. Нужны булыжники, дреколья и другие, более внушительные орудия погрома. Она, то есть западная цивилизация, поможет усилить этот примитив бомбардировщиками, точечными ударами. Громилы могут рассчитывать на высокое звание повстанцев и даже революционеров. А тут какая-то туфля премьера.
Впрочем, к нашим краям, заснеженным и морозным, все это никакого отношения не имеет. Мы вообще в валенках ходим…