Дело было летом 2005-го. По необходимости моей тогдашней службы я был в командировке, в Красноярске, на алюминиевом заводе. В то утро, около 11-ти, на заводе случилась беда. С большой высоты упал и погиб рабочий-верхолаз. Разбился насмерть.
Как и положено, началось расследование этого несчастного случая. Довольно скоро выяснилось, что погибший был вдребезги пьян.
Накануне этот верхолаз отмечал в семейном кругу день рождения дочери, кажется, ей исполнилось двенадцать или тринадцать лет. Выпивал. Но на работу наутро пришёл как «штык». Хотя его при этом изрядно «колбасило». Всё это нам после рассказывали коллеги из отдела охраны труда, проводившие расследование.
Работа у верхолаза непростая. Не каждый с такой справится. Конкретно эта бригада занималась ремонтом газоочистки – выхлопной трубы для вредных газов, образующихся в процессе электролиза алюминия. Основной рабочий процесс происходил на отметке +15+
Говорят, что к такому труду полностью привыкнуть невозможно. Всякий раз лезть на высоту страшно, хотя и можно выработать в себе привычку этим страхом управлять.
Тот самый рабочий за плечами имел большой опыт работы на высоте. Но его в то утро, как я уже сказал, «колбасило». И чтобы совладать с нервами, он взял с собой наверх бутылочку водки. И, потихоньку прихлебывая, проработал на верхотуре около трёх часов. Выполнив производственную задачу, стал спускаться вниз. Когда и произошло непоправимое. Он сорвался и погиб.
Потом говорили, что его бригадир, к тому же его старинный знакомец и коллега, прекрасно знал, в каком состоянии тот на работу пришёл, с чем полез наверх и как там, наверху, в течение нескольких часов работал и «подкреплялся».
Я потом мельком видел этого бригадира. Старый седой человек, с потерянным взглядом, упёршись спиной в стену, сидел на корточках у заводоуправления. Очевидно, ждал решения своей судьбы.
Почему он тогда не остановил своего товарища и подчинённого? Наверное, сначала пожалел того снимать со смены из-за похмелья. Мало ли с кем не бывает… Потом было важное и срочное сменное задание. Может, аврал. А другого квалифицированного «бойца» не нашлось… Пришлось лезть наверх тому самому. А с похмелья ему было там неприятнее обычного. И тогда бригадир закрыл глаза на то, что его работник взял с собой «допинг». Ну и так далее…
Один мой знакомый, из общества анонимных алкоголиков, в ответ на этот мой рассказ заявил, что тот бригадир был созависимый на всю свою седую голову.
- Или, как ты говоришь, амаэнный, - сказал мой знакомый.
«Амаэнный на всю голову бригадир», - подумал я.
Не знаю, кстати, что с ним было дальше.