Сначала - притча. А точнее, быль из жизни начальствующего состава эпохи Муртазы Губайдулловича. Главы администраций, покидая насиженные кабинеты, рассказывали их своим сменщикам. А те по наследству передавали новому призыву. Итак: новый назначенец приходит в кабинет. Предшественник, передавая дела, говорит: «Год тебя трогать не будут. Но – в моем столе три конверта. Первый открой через год. Второй – через два, третий – через три года». Прошел год. Открыл первый конверт. Там записка: «Вали все на меня». Через два года пора открывать второй конверт. Открыл. Прочитал: «Вали все на объективные трудности». Через три года распечатал третий. Там написано: «Вали отсюда. И поскорей».
Времена меняются. Нынче, по словам президента, не из кого ковать кабинет министров. Желающих носить министерский портфель – хоть отбавляй. А профессионалов – раз-два и обчелся. На это обстоятельство Рустэм Закиевич сетует в разговорах с народом. А во время встреч в городах и селах, судя по всему, жадно высматривает тех, кто может составить компетентную команду. И такие люди появляются. Благо, встречи происходят часто. К тому вдохновляли выборы в Госдуму. Но будут происходить, судя по всему, с не меньшей интенсивностью. Ибо после думских баталий страна, подбив бабки, подведя итоги, рванет к новым – президентским выборам. А пока – предварительные итоги. Впереди коренник – «Единая Россия». Рядом – КПРФ. В тройку лидеров могла бы попасть и ЛДПР. Но республика, очевидно, не забыла вождю либерал-демократов его обещания сослать местное население в Монголию…
Впрочем, я о поездках нашего президента. У главы республики состоялась целая серия поездок по городам и весям Башкортостана. Чрезвычайно важным моментом всех встреч главы региона с людьми является его публичное признание в том, что он не намерен упрекать своих предшественников. По сути, это знаковые слова руководителя такого уровня. Обычная традиция – поносить своих предшественников на чем свет стоит. В этом Россия преуспела во всех отношениях и на всех уровнях власти. До того доходило дело – не только памятники сносили, но даже из мавзолея выбрасывали под покровом ночи.
Эти поездки, по собственному признанию президента, никак не были связаны с выборами.
- Я приезжаю не агитировать вас, - говорил он в Агидели и в Нефтекамске. – Смысл таких встреч – посмотреть друг другу в глаза, обсудить проблемы, которых много. Ничто не заменит живого общения.
Президент в этом убеждается на собственном опыте. В Буздяке на местном рынке какой-то парень, торговавший товаром, обалдел, увидав перед собой президента. А когда убедился, что перед ним точно он, президент, сделал заключение:
- Рустэм Закиевич, а вы в жизни лучше, чем в телевизоре.
А потом, само собой, разговор буздякского фермера с президентом пошел о проблемах.
Более того, возглавлявший список партии власти, президент, во время нынешних встреч ни разу – ни случайно, ни не случайно – не произнес имя этой партии. Он не скрывает, что партия власти, как и любая другая, далека от совершенства. Признает, что в обществе накапливается недовольство властью и доминирующей партией. Власть не имеет права работать в отрыве от людей.
Выбор, который сделала Россия 4 декабря, это не просто выбор новых людей и партий в парламент. Это выбор дальнейшего пути. Путь сегодня должен быть один – к сохранению стабильности в обществе. Потрясения нам не нужны. К чему они приводят, свидетельствуют египетские события. Этот сценарий хотят перенести на Россию.
- Если мы нарушим существующие скрепы, если начнем горлопанить – нам всем крышка, - сказал президент, отвечая одному из жителей Агидели, тот костерил власть местную, республиканскую и, само собой, российскую, для него, казалось, ничего хорошего не было ни в прошлом, ни в настоящем и, судя по всему, и в будущем не просматривалось. – Если хотим жить нормально, если хотим стабильного развития страны, надо всем нам - власти и обществу – вместе вкалывать.
Он категорически пресек вопросы о возможном уходе в Госдуму. Как в песне Высоцкого, отвечал примерно так: «Я не уехал. И не уеду». Откровенно и прямо говорил всем:
– Прошу поддержать меня.
При этом не обещал быть для всех хорошим:
- Я не червонец, чтобы всем нравиться.
И не обольщался насчет симпатий:
- Знаю, 15 процентов жителей в Башкирии не поддерживают меня.
Но поддержка остальных - это тот ресурс, на который всякий руководитель может опираться в своей деятельности. И когда в Нефтекамске один из жителей города ни с того ни с сего начал просить не снимать с должности главу администрации, Хамитов коротко ответил:
- Если его поддерживают люди, значит, имеет право работать. Главное мерило – доверие людей. Нет доверия – уходи.
Только народ уполномочен решать судьбу руководителя. Да что там руководителя – 4 декабря он решил судьбу не одной и не двух партий. А свою собственную. А в марте определит, кого поставить у руля государства. Собственно, в руках людей судьба страны.
Кстати. В своем обращении к гражданам республики на следующий день после выборов Рустэм Хамитов еще раз повторил: «Никуда из Башкортостана уезжать не собираюсь. Буду работать, пока доверяют люди».