Недавно получил приглашение на митинг. Член одной из политических партий Хамит Ягафаров звал в парк имени Ленина, что рядом с Белым домом. Там, у памятника Александру Матросову, он намеревался провести акцию вместе со своими единомышленниками. А для пущей убедительности, что все это не самозванство и не самодеятельность, а официально разрешенное властями мероприятие, к приглашению был прикреплен документ из правительственных кабинетов, в котором «организатору публичного мероприятия Х. М. Ягафарову» предлагалось на основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» провести намеченное мероприятие в парке имени В.И. Ленина на площадке около дороги по улице Заки Валиди.
Я пришел на митинг. Митингующих пришлось искать. Мешал густой снегопад, метель. Оказалось, что они собрались в подземном переходе к парку и там уже вели жаркие дискуссии о болезненных проблемах. Что уж скрывать, они действительно болезненные. Здесь были обманутые и дольщики, и легковерные вкладчики финансовых пирамид. Да и сам Ягафаров - человек пострадавший: его дом № 24 на улице Большевистской тихо сползает по склону, особенно после того, как часть земли была продана частному лицу под строительство бани.
- Склон надо укрепить, - сетовал Ягафаров. – Я обращался в администрацию Президента, предшественники нынешнего руководителя поддержали меня. Но до практической работы дело не дошло. Я вот уже три с половиной месяца не могу попасть на прием к Президенту республики. Требуем, чтобы народу был обеспечен свободный прием у Президента республики.
В администрации Президента не стали открещиваться от факта: фамилия Ягафарова знакома, ситуация с домом на склоне известна.
- Но ведь не Президент должен склон укреплять, - заметили там резонно. – Это скорее проблема, которую Ягафарову проще решить со своим соседом. А что касается приема граждан, то Президент республики приводит их регулярно. Для этого необязательно собираться на митинг.
Я вот и подумал, что могло произойти с автором приглашения на митинг еще совсем недавно. Да только за одну просьбу, направленную не куда-нибудь, а в Правительство, о проведении митинга его наверняка могли упечь в каталажку. Как неблагонадежного или даже ненормального.
А нынче можно с любой мелочью стучать в самые высокие двери. Потекла крыша? Никто кроме Президента или Премьер-министра с этим не справится. Только высшее начальство и никто больше не залатает прохудившуюся кровлю. А чтобы быть убедительным, можно подпустить сюда политического туману, даже создать организацию если не по правам человека, то по защите прав потребителей точно. И вот, пожалуйста, налицо тебе оппозиция, выводи народ на площадь.
Никто не против оппозиции. Она нужна, как горькое лекарство. Но, как лекарство в безграничных дозах, она может не только лечить. Хорошо быть оппозиционером. Ругай все и вся на чем свет стоит. Пусть власть оправдывается. Я бы во все эти стенания и проклятия в адрес власть предержащих поверил, не будь старым и тертым калачом.
Знаем, стояли на площадях, видывали бескрайние митинговые моря, захаживали в палатки голодающих на Советской площади в Уфе и перед Нефтекамским горисполкомом. Помним, чего голодающие требовали в те времена, когда еда и без того была дефицитом: свободы слова, статуса языку, отставки чиновников, справедливости и правды в жизни, ну и, само собой, наказания всех, кто того заслуживает. Требования сводились, в основном, к демократии. Мы ее получили. Как и еду, разнообразную и в больших количествах. Плохую ли, хорошую демократию – в общем, такую, какую имеем. Не обошлось без конфликтов и потерь на этом пути к демократии и обильной еде на прилавках магазинов (ныне супермаркетов и торговых центров): один голодающий вынужден был бежать из республики сломя голову в соседнюю республику. Позже он запросил пардону и возможности вернуться назад. У другого судьба тоже сложилась печальным образом.
Уфа до сих пор помнит, как несколько лет назад власти разрушали независимую радиокомпанию с привлечением ОМОНа и других подручных механических, технических и даже, кажется, взрывных средств.
Помню редактора одной из городских газет, который в одних шлепанцах бежал по льду через замерзшую Каму в соседнюю Удмуртию, спасаясь от последствий собственной критики в адрес Президента (первого и, как тогда казалось, единственного на все времена), главы местной администрации, милиции (тогда еще не полиции). Правда, потом его избрали в республиканский Курултай, что нисколько не повлияло на его оппозиционно настроенную душу. Он и сегодня дерзит и напоминает власти о каждом ее промахе и ошибке.
Я так думаю: вечный настрой на критику, неуемное желание бороться с недостатками свойственно определенной категории людей. Что является вполне нормальным для гражданского общества. Если глянуть окрест, то такое гражданское общество у нас сформировано. Почти что. В зависимости, конечно, от точки зрения: оптимистической – всё тип-топ, пессимистической – конь не валялся, реалистической – более-менее, худо-бедно.
У меня есть предложение. Если мы так истово уповаем на западные образцы демократии, то давайте создадим свои Гайд-парки на манер лондонского. В каждом городе, в каждом населенном пункте пусть существуют парки для выпускания пара. Интернет-пространство при всей его критичности пока не справляется с этим. Хотя эта виртуальная поляна давно вытоптана блогерами и сегодня очень даже влияет на реальную ситуацию в стране, на принятие решений судами, правоохранительными органами и исполнительской властью. Но не у всех есть компьютеры. Зато есть желание быть услышанными, выйти на площадь и во весь голос сказать о наболевшем. Так пусть будет не только желание, но и возможность сделать это. А ее, судя по всему, дает для наших граждан закон №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вместо послесловия. Ягафаров намерен провести следующий митинг 1 декабря, если что - объявит, по его признанию, голодовку. Поможет ли это сползающему по склону дому на улице Большевистской? Может, все-таки укрепить откос? Никто – ни Бог, ни царь и не герой – не залатают нашу крышу, не починят покосившийся забор, и вообще, не сделают нас счастливыми, сильными и здоровыми. Только сами мы должны стремиться к этому. Спасибо, если отцы-властители помогут нам сделать жизнь легче и проще в достижении благ. Но это вряд ли. Сдается, нам самим нужно укреплять свой дом. Особенно если он стоит на краю оврага…