Все новости
Мнение
10 Ноября 2011, 01:00

Новый год и гражданское общество

Вячеслав Завьялов
Журналист

Каждый раз, когда выходит Указ президента о праздновании в республике Нового года, это вызывает у меня двоякое чувство. С одной стороны, я понимаю, что иначе нельзя, что если не будет этого Указа, то, возможно, кого-то из детей-сирот позабудут в предпраздничной суматохе. Останется маленький человечек без подарка, да и вообще без самого долгожданного в году праздника. А с другой стороны, при чем тут президент?

А вот при чем. Мы любим много и красиво говорить о гражданском обществе. Мы воспринимаем уже как должное возможность «пободаться» с самим главой республики в его собственном блоге на любые, абсолютно любые темы. О коррупции и взятках, о том, платить или не платить премиальные «Салавату Юлаеву», о культуре и образовательных стандартах, о кадровой политике, об изучении башкирского языка – по каждому вопросу мы эксперты, по каждой теме имеем, что сказать. Не забываем мы при этом лягнуть местную прессу, мол, пишут не остро, пишут не про то, да и вообще выродилась у нас журналистика. Не выродилась, это точно. Нечему было вырождаться. Отдельные мастера пера, гордость журналистской корпорации, в разные времена были, безусловно. Но основная масса нашей братии всегда стояла, да и сейчас стоит, на страже интересов партийно-номенклатурного аппарата, всевозможных бизнес-структур и сообществ. Журналистика и гражданское общество – суть два неотделимых друг от друга понятия. Давайте честно – есть ли у нас гражданское общество? Нет. Так откуда взяться журналистике?

Чтобы читать (смотреть, слушать) независимые СМИ – одного желания мало. Нужна потребность в этих самих независимых СМИ. Точно также и с гражданским обществом. А у нас, судя по всему, не только потребность в нем отсутствует, но даже и само желание ощутить себя его частью не возникает. Мы общество потребителей. Причем, в самом худшем его варианте. Мы всегда и в любой ситуации ждем помощи именно от тех, кого без устали ругаем - от чиновников, от милиции, от судов, от СМИ, в конце концов. Возьмем тех же детей-сирот. Мы постоянно говорим о них не как о части нашего социума, части нас самих, а как о некой инородной субстанции, которую государство должно обязательно в перспективе социализировать, т.е. интегрировать в нас же самих. Ну не бред ли? Мы, общество, отказываемся от части себя, чтобы потом, по прошествии лет, счастливо воссоединиться.

Вернемся к Указу. С трудом представляю себе, чтобы где-то на Западе, губернатор какой-нибудь области или какого-нибудь штата, подписывал указ о праздновании Нового года, с целью не обделить и так уже всем обделенных в этой жизни. Благотворительные организации, общественные фонды, религиозные общины, всевозможные партии – гражданское общество – вот кто занимается данными проблемами. И решают их без указания (без Указов) свыше. Успешно, кстати, решают. Наверное, потому и не становятся эти проблемы проблемами государства. У них, на Западе, государство занимается, например, вопросами освобождения своих граждан от уголовного, политического, и еще бог весть какого преследования последних другими государствами.

У нас же общественность гадает, почему власти ничего не предпринимают для освобождения двух наших летчиков, осужденных накануне в Таджикистане? Да потому, наверное, что решают вопрос с финансированием подарков для детей-сирот. Летчиков-то двое всего, а детей-сирот – сотни тысяч. И они везде – в каждой республике, в каждом крае, в каждой области, по всей стране. В стране, в которой нет потребности в гражданском обществе.

Автор:Завьялов Вячеслав
Читайте нас: