Всё больше и больше читаю о детях, изнасилованных и убитых взрослыми отморозками. По привычке хотел написать «людьми», но рука не повернулась, и мозг отыскал более подходящее слово. Почему же дети следуют за совершенно незнакомыми дядями и тётями? Я не о тех взрослеющих «детях», у которых в теле гуляют гормоны недоросля, а в голове прокручиваются многочисленные эротические картинки из интернета. С ними всё понятно, в них пылает огонь желания казаться или быть «взрослыми». Все проходят через это. Но для большинства всё заканчивается благополучно, а кому-то не везёт. Тут надо детям знать хотя бы простейшие правила безопасности: не пить спиртные напитки (после этого даже сверстники-приятели могут стать опасным соседством), не садиться в случайные авто на дороге, особенно в тёмное время суток (если нет другой возможности, то сфотографировать и сразу же отослать фотографию родным или друзьям, к которым едете, сопроводив фото словами или текстом о том, чтобы встретили машину с номером таким-то), не надо надевать мини-юбки и наводить яркий макияж, это признаки девиц лёгкого поведения. Но есть преступники, для которых отсутствие виктимного поведения будущей жертвы не играет никакой роли, они могут напасть на любую девушку или женщину. Это другой, особый разговор. Менять здесь что-то трудно. Если наше поколение жило в стране, в которой «секса не было», то теперь эротика, а кое-где и порно, стали обыденностью.
Я о другом, более младшем возрасте. В конце августа бродили с малышом (ему скоро будет четыре года) по окрестностям и зашли в ближайшее СНТ. На дороге встретились с общительной и воспитанной семилетней девочкой. Познакомились с её дружком и подружкой. Побродили по саду, затем направились в свою деревню, что находилась в километре от сада. Девочка увязалась за нами «в гости». Из-за невнимательности я даже именем её не поинтересовался, а ведь она рассказала о своих родителях, о близких родственниках, о том, что у отца «Киа Рио», но они собираются купить внедорожник, чтобы, как дед, могли проехать по любому бездорожью. Когда подходили к деревне, сказала, что её родители не разрешают выходить за ворота садового товарищества. Точнее, разрешают только в сопровождении знакомого взрослого. Я удивился: «Но ведь мы же не знакомы!» Она, смотря на меня искренними глазками: «Как? Мы же познакомились в саду». Пришлось назваться и услышать её имя. По пути поиграли с деревенскими детьми в мячик. У меня посмотрели мультики.
Что интересно, когда я предложил перекусить или попить чаю, Полина отказалась, т.к. родители не разрешают есть у незнакомых людей. Это ей хорошо объяснил кто-то из близких, и она следовала этому совету, хотя, может, ей и очень хотелось взять у Азатика конфетку. Затем я решил на машине отвезти её в сад, хотел поговорить с её отцом об излишней доверчивости девочки к незнакомым взрослым. Но Полина категорически попросила ничего не говорить отцу, иначе «он не пустит меня больше на улицу». В саду мы встретили давешних её друзей, а они огорошили новостью, что бабушка спохватилась и ищет её. Полина побежала к дому, а мы поехали своей дорогой.
К чему это? Да к тому, что детям, как никому другому, нужно живое общение. Да, сейчас можно часто видеть, как малолетний ребёнок сидит один-одинёшенек, уткнувшись в смартфон. Но почему он это делает? Да потому что родителям не до него. Они отмахиваются от него, от его вопросов, от неуклюжих попыток помочь взрослым в их делах, как от надоедливой мухи. А ведь люди стадные существа. Они развиваются в сообществе. Особенно это касается детей. Моё детство прошло в лесном кордоне у села Русский Юрмаш. До села было более двух километров, но я, отпросившись у родителей, убегал по лесной тропинке к друзьям, чтобы поиграть с ними. Нередко они навещали меня.
А какое общение, если ребёнка прячут за двухметровым забором? Детсад, школа это, конечно, хорошо, но ведь у детей масса другого свободного времени. Если нет достаточно увлекательных занятий, то они могут броситься к абсолютно незнакомому дяде, а что у него на уме, никто не знает.
Я понимаю, у взрослых полно своих проблем, которые надо решать, а времени катастрофически не хватает. Но проблема собственных детей должна оставаться приоритетной. Иначе может случиться то, чем пестрят интернет-сообщения. У меня много подобных сообщений, видимо, потому, что как-то я заинтересовался этой темой (после трагической гибели девочек в Уфе и Белорецке), а интернет стал подсылать мне сообщения на подобные случаи (есть видимо такая программа, которая подсылает интернет-пользователю сообщения подобные тем, по которым он засветился, лайкнув или прокомментировав). Тем не менее, такие проблемы (изнасилование малолетних и похищение детей) имеются. Поэтому не надо забывать о безопасности, а для этого надо не запрещать ребёнку что-то, а приобщать его к своим занятиям, находить ему хорошую компанию. Короче, надо больше внимания уделять живому общению с ребёнком, а не успокаивать себя тем, что он, уткнувшись в смартфон или телевизор, не путается под ногами. Естественное, живое общение с ребёнком позволит установить с ним доверительные отношения, а это ведь главное в жизни и не только в отношениях с ребёнком. Интересуйтесь его друзьями, увлечениями, взаимоотношения с окружающими. Это позволит быть в курсе происходящего и заметить неполадки на ранней стадии.
Ребёнок должен хорошо запомнить, как его зовут (имя и фамилия), как зовут родителей (имя и отчество), адрес местожительства, иметь при себе медальон или записку с телефоном родителей. Но ещё твёрже он должен запомнить, что никому не должен этого говорить и показывать, кроме особых случаев, когда он окажется в полиции или больнице.