Все новости
Знаю как
20 Января 2017, 18:21

Башкирский журналист проник в закулисье Госдумы РФ

Уфимский журналист побывал в Госдуме РФ и узнал, в каких условиях работают депутаты от Башкирии.

Фото Станислава Шахова.
Фото Станислава Шахова.
В каких условиях работают депутаты Госдумы от Башкирии, есть ли у них отдельные рабочие кабинеты? Как устроен их быт? Каким образом депутаты работают с обращениями избирателей? Журналист Станислав Шахов побывал в Госдуме РФ и узнал информацию «из первых уст». Своими впечатлениями он делится с читателями «Электрогазеты»:
— Идея собрать такой материал возникла несколько лет назад. Тогда я анализировал активность депутатов: какие законы они принимают, чем именно занимаются. Выяснилось, что некоторые из них за половину срока работы в Госдуме не придумали ни одного закона. К сожалению, в прошлом созыве организовать такую поездку не удалось, решили сделать это сейчас, когда заработал новый созыв. Было интересно увидеть их быт, все-таки эта некая тайна за семью печатями. Посмотреть, какие у них помощники, сколько они зарабатывают, какие у них секретарши. В общем, побывать в закулисье.
— Что тебя удивило? На какие моменты депутатской жизни ты обратил внимание прежде всего?
— В здание Госдумы очень сложно попасть. Это первое, что меня удивило. У меня был опыт прохождения в другие здания государственной власти, например, я совершенно свободно проходил в Совет Федерации. Там на входе сидит бабушка, и если тебе выписали документ, то она тебя пропускает. В Госдуме же три уровня защиты. Сначала на входе охрана проверяет, есть ли ты в списке приглашенных гостей. Затем ты идешь в бюро пропусков, и после предъявления паспорта тебе выписывают пропуск. Третий уровень охраны — ты отдаешь пропуск и проходишь через металлоискатель.
Второй момент. Чрезмерная роскошь, позолота в кабинетах депутатов — это миф. Они работают в простых, офисных помещениях площадью не более 16 квадратных метров. Как правило, депутат сидит в кабинете вместе со своим помощником. Отдельные кабинеты положены только председателям и их замам (таких от Башкирии трое: заместители председателей комитетов Иван Сухарев, Павел Качкаев и Рафаэль Марданшин).

Отдельные кабинеты предоставляются женщинам-депутатам. Так, отдельного кабинета удостоилась паралимпийская чемпионка Рима Баталова, хотя она не являются ни председателем, ни заместителем председателя комитета.

Еще удивил такой момент. Многие депутаты делились «подноготной» проектов. Например, мне рассказали случай: депутаты разрабатывали законопроект, и он уже был готов к внесению на рассмотрение. И вдруг выясняется, что правительство получило задание сделать точно такой же законопроект. Сделали–то всю работу депутаты, но уходит на рассмотрение законопроект за подписью правительства. Я спрашивал у депутатов, не обижаются ли они. Приятно же, когда имя разработчиков стоит на документе. Все отвечают примерно одинаково: дело не в том, чтобы создать себе имидж, главное, чтобы была решена проблема, а чье авторство — это уже момент второстепенный.
Интересно было посмотреть, как работает депутатская столовая, чем кормят народных избранников. Депутаты говорят, что все очень сильно подорожало, «трехрублевых» блюд сейчас нет. Цены примерно такие: самый дешевый салат (из свеклы) стоит 13 рублей, самое дорогое горячее блюдо (мясное) — порядка 100 рублей.

Кормят вкусно, но больше всего мне понравились кремлевские сосиски. Хотя башкирские сосиски, конечно, вкуснее…
Раньше многие депутаты ходили на обед в рестораны. Это было возможно благодаря двухчасовому перерыву. Сейчас обед длится один час, и на такие «вылазки» времени недостаточно, заседания пропускать нельзя.
— Как наши депутаты лоббируют интересы региона в Госдуме?
— Есть договоренность между Госсобранием и нашими депутатами в Госдуме. Когда Госсобрание вносит закон, один из депутатов профильных комитетов становится его соавтором. Соответственно, он имеет все права и обязанности автора закона. Это дает ему возможность ходить по кабинетам и объяснять законопроект, уговаривать поддержать его, например: «Николай Петрович, посмотрите, какой закон, он очень важен!» Как сказал в интервью Рафаэль Марданшин, фактически это означает «приделать законопроекту ноги». Продвижение законопроекта заметно ускоряется, когда есть конкретный человек, который им занимается.

Вообще, наше Госсобрание — один из лидеров по инициативам. Но не все, что вносится, принимается. В прошлом году было внесено 22 законопроекта, из которых два приняли.
— Итоги работы башкирских депутатов в Госдуме за три месяца. Какие законы уже удалось принять?
— Из тех законопроектов, которые удалось принять, можно выделить законопроект об уголовной ответственности за незаконное преследование предпринимателей. Следователь несет уголовную ответственность в случае, если в результате его незаконных действий предприниматель понес ущерб более 1,5 миллиона рублей.
Павел Качкаев рассказал, что они занимались введением системы «ГИС ЖКХ». Это единая информационная система. Уфимцы смогут проводить собрания жильцов, вызывать слесарей, оплачивать коммунальные услуги с помощью мобильного телефона через приложение «Госуслуги».

— Как строится работа депутатов с обращениями?
— Все обращения избирателей обязательно регистрируются. Как рассказывали помощники, все обращения депутаты читают лично, вникают в проблему и пишут помощникам, что делать с этим письмом.
Но обращение к депутату — это не панацея от всех бед. Нельзя ожидать, что если ты написал письмо, то твоя проблема обязательно решится. Особенно, если что-то не положено по закону. Условно говоря, если я напишу депутату: дайте мне землю, это не значит, что мне дадут землю, если она мне не положена.
— Активны ли избиратели? Много пишут?
— Да, обращений очень много. Вагон и маленькая тележка.
Автор:Редакция ОЭГ
Читайте нас: