Поделюсь своим опытом изучения турецкого языка в одной из частных школ Уфы. Я учился всего два месяца — а курс обучения должен был длиться полгода, — но даже этого времени мне хватило для того, чтобы постичь азы турецкой грамматики и более-менее сносно понимать чужой язык, худо-бедно изъясняться на нем. Тем более, что турецкий очень похож на мой родной татарский язык, которым я хорошо владею.
Преподавателем нашей группы был назначен Осман — молодой человек 29 лет, приехавший в Уфу три года назад из турецкого города Конья, центра одноименной провинции, и уже говорящий на ломаном русском. Впрочем, понять, его можно было. С трудом, но можно. Зато он прекрасно говорит по-турецки. Более того, он специализируется по старотурецкой, османской письменности, филологии, изучает ее. Здесь, в Уфе, он, помимо старотурецкого, изучает арабский язык, учась на первом курсе Исламского университета, попутно осваивает татарский и русский языки, а по вечерам преподает в этой самой частной языковой школе. В общем, продвинутый малый.
Не знаю, имеется ли какая-то общая методика преподавания иностранных языков у этой школы, но у Османа, как у отдельно взятого преподавателя, она есть. Немного странная, хаотичная, и при этом направленная на углубленное изучение грамматики. А ведь мне, да, наверное, и всем остальным ученикам школы, достаточно было освоить навыки простой разговорной речи.
До поступления в школу, изучая просторы интернета, выбирая более-менее приличную, продвинутую языковую школу, я обратил внимание на то, что в Уфе частных языковых школ довольно много. Как сообщил руководитель языковой школы, в которой я прошел двухмесячный курс изучения турецкого языка, таких школ в городе более 50-ти.
— Мы свою школу создали три года назад, и уже тогда была конкуренция, а сейчас она стала еще больше, — рассказал Надир Салих. — И даже разразившийся кризис никак не отразился на этом виде услуг, ни одна школа, насколько я знаю, не закрылась. Бизнес этот рентабельный, если все правильно выстроить и организовать. Во-первых, конечно же, нужны профессиональные, высококвалифицированные кадры. Мы как раз с этого и начали, долго подбирали, набирали преподавателей. Я сам хорошо владею русским языком. Родился и вырос в Турции, но с 14 лет живу в Уфе, здесь окончил школу, университет, аспирантуру, и вот уже пять лет преподаю филологию, историю в Башкирском государственном педагогическом университете. Хорошо знаю всех преподавателей БГПУ, к ним и обратился за помощью. Никто не отказался, поскольку преподавание в частной языковой школе, это ведь еще и дополнительный заработок, а зарплаты в вузах, сами знаете какие. Большинство частных языковых школ в Уфе специализируются на одном или двух языках. Скажем, если это европейские языки, то, как правило, английский и французский. Мы же с самого начала взяли ориентир на многоязычие. Набираем группы по изучению английского, французского, турецкого, арабского, китайского, а в этом году набрали даже группу по изучению татарского языка. Обучение длится четыре-шесть месяцев. Английский язык изучают четыре группы по семь человек, столько же изучают турецкий, чуть меньше — французский, арабский, 10 человек изучают китайский. Сам я преподаю турецкий. Есть преподаватели арабского языка из уфимского интерколледжа, Исламского университета, такие, как Осман. В общей сложности, в школе занимается около 50 человек. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Если посмотреть разброс цен, то во всех уфимских школах они практически одинаковы, в среднем 250 — 300 рублей за один час обучения. Преподаватель может заниматься с вами и индивидуально, но в этом случае стоимость обучения будет в два раза дороже. Наиболее востребованные языки — английский, турецкий, 60 — 70 процентов обучающихся — молодые люди. Наибольшую категорию составляют те, кто собирается на работу за рубеж, либо место жительства выбрал там. Вторая категория — это заядлые путешественники. Третья категория это те, кто не может четко сказать, зачем ему иностранный язык. Просто хотят изучить, и все.
Конечно, знание языков — это великое дело. Человек, знающий языки, чувствует себя гораздо свободнее, увереннее, комфортнее в любой стране. Лично я всегда завидовал полиглотам и всегда хотел знать много языков. С удовольствием и большим интересом смотрю интеллектуальное реалити-шоу «Полиглот» на телеканале «Культура». Ведет ее настоящий полиглот Дмитрий Петров, в активе которого более 30 языков. Он психолингвист, синхронный переводчик, преподаватель, автор книги «Магия Слова». Всего за 16 часов (какие там четыре-шесть месяцев, как в выбранной мною уфимской языковой школе!), благодаря разработанной им методике, ему удается научить своих учеников английскому, французскому, немецкому, испанскому языкам. Парадокс заключается в том, что уже на первом уроке они начинают общаться на языке, которому их обучает Петров. Сам он объясняет, что «никто никогда не ставил своей целью научить языку за 16 часов. Речь идет о том, чтобы преодолеть психологический барьер, помочь обучающимся испытать комфорт от изучения языка и понять, что это реально. Стольким людям язык требуется для работы, учебы, путешествий, для дружбы, и даже для любви. Многие усвоили, что иностранный язык — это нечто сложное. Моя цель — помочь преодолеть этот страх и дать возможность на самом элементарном уровне ознакомиться с базовой структурой языка, которую при желании можно расширить и углубить. Главное — не пугать людей сложностями, а радовать новыми возможностями и позволять им входить в язык как в некое пространство, которое перестает быть чужим».
Общеизвестно, что самый эффективный способ начать хорошо говорить на иностранном языке — это погружение в его среду. Я в школе пять лет изучал немецкий язык, и потом еще четыре года постигал его хитрости и сложности в университете. Но все равно так и не научился говорить и читать бегло, не освоил его в совершенстве. А вот после окончания четвертого курса, в 1976 году, записался в интернациональный строительный отряд и поехал в Германскую демократическую республику — ГДР, в город Галле, где наш объединенный строительный отряд советских и немецких студентов целых два месяца провел на стройках в ежедневном общении. И к концу этих двух месяцев все мы, советские студенты, кто изучал в школе и в вузе немецкий язык, могли свободно на нем говорить с нашими немецкими друзьями. А те, в свою очередь, стали бегло говорить на русском.
Другой эффективный способ познания языка — начать изучать его с самых малых лет. У писателя Корнея Чуковского есть книга «От двух до пяти». В ней он доказывает, что именно в этом возрасте, от двух до пяти лет, ребенок наиболее восприимчив и к познанию мира, и к изучению языка. Мои дети-погодки, дочь и сын, с двух лет начали говорить на родных для нашей семьи языках, общаясь со своими татарскими и башкирскими бабушками и дедушками. Каждое лето мы отвозили их в деревню к нэнэйке и картатаю, где они совершенствовали свой башкирский язык. А когда в три года пошли в детский сад, попав в русскоязычную среду, тут же научились говорить по-русски.
В начале марта в Уфе начала работать первая, уникальная в своем роде, английская школа для малышей «English Baby Club». В нее набирают детей от 4 до 10 лет. Уникальность школы в том, что ребенок здесь каждый день погружается в языковую среду, это позволяет ему развить коммуникативную функцию и в дальнейшем легко воспринимать английскую речь на слух. В течение трех-четырех часов дети играют, рисуют, лепят, гуляют. Педагог проводит групповые или индивидуальные подвижные и спокойные игры на свежем воздухе, применяя в своей речи английские слова.
Наряду с этим, дети, конечно же, знакомятся с английским алфавитом, грамматикой, цифрами, учатся подбирать и склонять, спрягать слова, чтобы получилось правильно составленное предложение. Ребенок начинает быстро читать и писать, вести диалоги в различных ситуациях, задавать вопросы и отвечать на них, понимать современную разговорную речь, за короткое время осваивает 500 новых слов и предложений.
Мне кажется, что будущее языковых школ именно за такими бэби-клубами. И если сегодня в Уфе открыли пока только одну такую школу по одному только английскому языку, безусловно, самому востребованному, то в недалеком будущем в нашем городе может появиться «Baby Club» по изучению и французского, и немецкого, и испанского, и турецкого, и китайского и многих других иностранных языков. А также языков народов нашей страны и республики — прежде всего башкирского и татарского.