С недавнего времени я люблю зиму даже больше, чем лето. Зима для меня — веселое время года; а все остальное — межсезонье, которое приходится разбавлять дачей, мотоциклом и велосипедом. Так в чем же дело? А дело в том, что год назад я приобрел …жесткий сноуборд!
С чего все началось?
Чаще всего на наших горнолыжных склонах мы видим обладателей «мягких» сноубордов: у них удобные ботинки, крепления со стрепами, а сами доски достаточно широкие. На такой доске очень удобно кататься — это доставляет массу удовольствия. На ней можно прыгать, ехать хоть левой ногой вперед, хоть правой. Крепления устанавливаются так, что ноги развернуты — как на схеме.
Помню, как в 2003-м году я впервые встал на «мягкий» сноуборд. Я поднялся на гору в «Аджигардаке» и попытался самостоятельно съехать вниз. Ехать боком оказалось противоестественно для моего организма. Инстинктивно меня все время разворачивало корпусом вперед, я цеплялся передним кантом, спотыкался и падал. Мне это показалось настолько веселым занятием, что, приехав в Уфу, я на следующий же день купил комплект — б/у сноуборд плюс крепления за пять тысяч рублей и помчался в Олимпик-парк осваивать сноубординг. Сначала у меня, конечно, ничего не получалось. Интернета тогда практически не было, посмотреть учебные фильмы не получалось. Поэтому учиться приходилось методом проб и ошибок, наблюдая за более опытными райдерами. Я взял пару уроков у известного в Уфе сноубордиста Альберта Хакимуллина, но, в основном, учился кататься сам.
Первую дугу я смог нарезать только к концу сезона, на следующий год выяснилось, что все позабыто, начал учиться заново, но теперь уже стало получаться быстрее. Кататься более-менее стабильно я научился только к третьему — четвертому сезону.
Казалось бы, можно расслабиться, но тут повстречался мой московский друг, коллега Сергей Авдонин. Увидев, как уверенно я катаюсь, он посоветовал мне развернуть оба крепления вперед — из стойки DUCK-FOOT в направленную стойку.
Что дает направленная стойка? Большую скорость катания. Стиль катания меняется. Именно тогда я узнал термин «карвить» — ехать не на поверхности доски, а на кантах. Это более «острое» катание. Ты лучше чувствуешь доску, «режешь» повороты.
Кто такие «жесткие»?
Сперва я увидел в Олимпик-парке девочку в черном, которая, как кошка, «облизывала» склоны. Ни словами, ни фото это не передать — надо видеть. Пожалуй, лучше всего будет выложить видео.
Помню, как я ехал на подъемнике вверх, а она — вниз. Я засмотрелся на нее. Это был совершенно иной стиль катания, который я никогда не видел. Было настолько потрясающе, что я онемел. Мне хотелось подойти к этой девочке — а было видно, что это совсем еще ребенок — и сказать ей: «Это круто! Это классно! Я хочу так же!»
В 2013-м в Миньяре, закрывая очередной горнолыжный сезон, я снова увидел этот стиль и подошел познакомиться к группе молодых ребят. Оказалось, что у них совершенно иные и доски, и крепления, и ботинки. Себя они называют «жесткими», всего в Башкирии на таком снаряжении катаются человек 20-30, и даже среди них есть последователи разных стилей катания: бомер, рейс, еврокарвинг… Суть одна — катание на кантах, но со стороны это совершенно разные техники.
Стоит ли говорить, что уже на следующий день я стоял в магазине и выбирал себе обновки. Выяснилось, что жесткие доски в Уфу не возят — это пока слишком «элитарный» вид катания, последователей карвинга в Башкирии — единицы, но мне повезло: в магазине оказалась одна такая доска (Ф2 спидстер) и крепления. Хозяин магазина отдал мне свои ботинки, так как в продаже их не было вообще, а ехать в Москву за ними мне не хотелось (боты надо примерять перед покупкой: заказ через интернет чреват «неугадыванием» размера).
Так я встал на жесткую доску. Первый месяц я переучивался. Новые друзья — карверы — объяснили, что переучивание займет около года. Техника катания сильно отличается от мягкой, она ближе к лыжам, чем к борду.
В чем же дело? Во-первых, в том, как управляется сама доска. Если на мягком борде перекантовки/повороты осуществляются за счет перемещения центра тяжести, то на жестком — за счет вращения корпуса. Мозгами это понимаешь, но как только набираешь скорость, то инстинктивно мышечная память запускает старые механизмы управления. Но жесткая доска так не управляется, в итоге — падаешь. Я даже сломал ногу — в прошлом году в Альпах.
Но в этом году я снова встал на доску. Вы скажете, что я люблю падать. На самом деле, мне нравится ставить перед собой новые цели и достигать их. И я мечтаю о том дне, когда прокачусь красиво, так, что кто-то обернется и скажет: «Эх, я хочу так же!»