Как объединить разобщенные городские группировки — любителей кошек и защитников брошенных собак, увлеченных садоводов и любителей городского паркура и заставить их «работать» на создание комфортной городской среды? Способы и рецепты знает известный российский урбанист Святослав Мурунов. Недавно он побывал в Стерлитамаке.
— В первую очередь, необходимо зафиксировать общественные пространства в городе — где, в каких местах горожане собираются, где отдыхают, — говорит Святослав Мурунов. — Затем оценить визуальную культуру города. Если на стенах домов — реклама соли, наркотиков, курительных смесей — значит, в городе есть сетевая группировка наркоманов. Если повсюду расклеена реклама ломбардов или предлагаются «деньги в долг», значит, жители города испытывают недостаток денег, сводят концы с концами. Большое количество объявлений о продаже квартир в определенном районе города свидетельствует о неблагополучии среды, высоком уровне преступности, опасности для жизни.
Также стоит трезво осмотреть город, в котором живешь, на предмет городских аномалий: к примеру, бульвар в центре города без лавочек или огороженная сплошным забором от автомобильной дороги пешеходная тропинка — в такой парк можно зайти только в конце или в начале, других входов не предусмотрено. Проще говоря, обратить внимание на то, что может приносить постоянные неудобства.
— Простейший пример городского сообщества — коллектив жителей двора, — говорит Святослав Мурунов. — Сейчас, к сожалению, эта естественная городская структура нарушена, соседи не знакомы друг с другом не то что в одном подъезде, им неизвестны, что за люди живут на одной лестничной площадке. А у такого сообщества огромный потенциал — люди старшего поколения могли бы научить молодых жителей двора, к примеру, вязать, шить, готовить варенье, ремонтировать радиотехнику или автомобили…
Вообще, любое общество можно разделить на три группы — это подростки, у которых много времени и мало компетенций, взрослые — у которых достаточно компетенций, но мало времени, и старшее поколение, у представителей которого достаточно и компетенций, и времени. Надо воспользоваться этими группами, чтобы сообщество начало работать.
Чтобы объединить сообщества и организовать событие, о котором потом будет говорить весь город, можно и нужно привлекать специалистов из фирм по организации праздников — event-менеджеров. Организовать городской фестиваль — пусть любители кошек сделают выставку своих питомцев, мыловары устроят бесплатные мастер-классы, студенты творческих вузов организуют уличные спектакли. На самом деле на все это не требуется много денег (часто не требуется совсем), кроме того, не нужен здесь контроль и организация со стороны властей.
— Всегда есть риск, что хорошие идеи могут быть искажены, — говорит Святослав Мурунов. — Основным инструментом защиты целостности социальных идей и проектов сообществ является соблюдение простых принципов — открытые оргкомитеты событий (которые являются продуктом жизнедеятельности любого сообщества), открытые данные (протоколы встреч, аргументация принятых решений, открытые бюджеты — откуда деньги, куда и как потрачены), публичная рефлексия удачных и неудачных проектов. Власть должна создавать условия для формирования независимых от нее субъектов для диалога, а не приватизировать социальные проекты и идеи через «активистов». Так что проверяйте проекты, в которых участвуете, через простые принципы (кто заказчик, насколько проект открыт, чьи цели-задачи решает). И хватит критиковать власть, это не имеет смысла. Надо поставить реальные цели (культура, образование, среда), создать сети (городских сообществ, бизнесов, активистов, творческих личностей) через генерацию понятных событий (контент/пространство/коммуникации — вместо устаревших и бюджеторазрушающих — сцена/шарики/салют). По мнению Мурунова, менять ситуацию можно, работая с конкретными людьми и конкретными историями. Чтобы вовлечь активное население в жизнь города, необходимы образовательные и прикладные культурные программы, над созданием которых должны работать идеологи (генерирование идей), коммуникаторы (трансляция идей, поиск сторонников) и проектные команды (реализация).