Все новости
Ценности
30 Апреля 2015, 17:39

Про лакированные туфли и татарские калоши

Жена спросила, про какие вечные ценности я собираюсь говорить. Про материальные или духовные? «Если о первых, скажи — очень хорошо, что в республике производится собственная продукция. Например, калоши. Те самые, татарские — красный верх, черный низ. Если же про духовность, то пусть у людей хранится совесть».

Ну вот я и говорю про татарские калоши. И пару слов — про лакированные туфли.

Я их, к слову, не люблю. С детства. Правда, в детстве и не видел их ни у кого из наших сельских жителей. Потому что народ там жил простой — колхозники. Там все были механизаторы широкого профиля, скотники и доярки на фермах. Если и блестела обувь, то это были калоши или сапоги резиновые. Про туфли просто прочитал в одном из рассказов Ираклия Андроникова, как он выступал в театре в лакированных ботинках и как шмякнулся там на сцене.

Когда лакируют действительность, легко можно шмякнуться и упасть лицом сами знаете куда.

Но и мазать искусственно все ворота дегтем или, простите за выражение, дерьмом, тоже негоже.

Достаточно вспомнить, как Алла Анатольевна Докучаева, достойный и уважаемый человек, известный журналист и писатель, поделилась недавно своими размышлениями о ценностях нашей жизни, наших людей, сказала о дружбе народов, об изучении башкирского языка. Ее выступление перепечатали на одном из сайтов. На том самом, где говорить хорошо о республике и об оппонентах не принято. Может, даже противопоказано по какой-то их внутренней установке. И как на нее ополчились и рвали ее на части, как псы, всякие разные анонимные комментаторы. Только за то, что она положительно отзывалась о неутраченных Башкирией и людьми ценностях.

Специфика и формат, в которых ведется разговор на том сайте, показательный пример того, как не стоит это делать, как легко можно возбуждать неприязнь, неуважение, враждебность не только к чужой мысли, чужому мнению, но и к самой личности человека.

Не хочу говорить об очевидных ценностях нашего бытия. Ни о сладком меде, ни о цветущих лугах, ни о дружбе народов, ни о наших семьях, в которых переплелись, перемешались и слились в единый сплав Восток и Запад, Ислам и Христианство. Ни, наконец, об изучении башкирского языка — кстати, что плохого в том, что знаний становится больше у человека? Это достоинство настолько очевидно, что возражение или опровержение с чьей-либо стороны несерьезны. Ибо эти возражения или опровержения и есть тот самый деготь, которым мажут нашу действительность очень умные и образованные господа в лакированных, судя по всему, ботинках.

Что я должен думать о наших детях, которые родились от отца-христианина и матери-мусульманки? Нам не отречься от них. Как республике не отречься от своего Шихана, от Шульган-Таша.

Я надеюсь, что время неосторожных слов и мыслей проходит. Во всяком случае, когда мы их выражаем, должны задумываться над последствиями. Давайте деликатней! Давайте бережней! Не скупитесь на доброту — улыбнитесь ближнему. И дальнему тоже.

Не призываю строить маниловские мосты и ходить друг к другу в гости.

Надо видеть недостатки в нашей жизни. Надо исправлять их. Надо замечать их. Говорить о них. Только без ненависти.

Не призываю носить лакированные туфли и лакировать нашу жизнь. Она груба и жестока порой.

Не ожесточимся сами!

Да не поселится зло в наших сердцах!

Оставьте речи о принципиальности — она бездушна и зла. Просто среди ежедневных наших забот и суеты давайте умножать количество доброты, уменьшать количество лжи. А если последнее трудно или невозможно — проживи на земле без греха? — то давайте хотя бы не позволять лжи, грубости, хамству утверждаться через нас. Я когда это говорю, обращаюсь не к кому-то — я обращаюсь и к самому себе.

Чего хочется?

Милосердия, сочувствия и чуточку хлеба нашим детям, чтобы не испытывали унизительного чувства голода.

Ну и лакированные туфли тоже нужны. Не только же нам грязь месить.

И деготь нужен — только лучше смазывать им петли на воротах. Чтобы не скрипели.

Глубоко и прочно верю, что здесь, на нашей земле, наша богоспасаемая республика являет пример незыблемости всех вечных ценностей, которые были, есть и будут у нас. А значит — у всей России. Не зря наша уральская гряда зовется становым хребтом России.

Автор:Макаров Илья
Читайте нас: