Пятеро уфимцев из туристического клуба «Спутник» совершили в июле спортивный велопоход третьей категории сложности по Республике Алтай. «ОЭГ» беседует с одним из участников похода – веб-дизайнером Камилем Кашаевым.
- Когда два года назад я купил себе велосипед, я еще не знал про сайт
www.veloufa.ru, где «тусуются» велосипедисты, занимающиеся велотуризмом. Потом, зарегистрировавшись на этом сайте, стал потихоньку из онлайна «перетекать» в офлайн, общался уже не только в интернете, но и в личных встречах и на выездах.
В 2010 и 2011 годах довольно много ездил по Башкирии. Зимой при клубе «Спутник» прошел «Школу велотуризма» - прослушал лекции, а в качестве экзамена участвовал в мае в многодневном учебно-тренировочном походе первой категории сложности – проехал Сибай, Зилаирское плато, Кано-Никольское, Мурадымовское ущелье, Юмагузинское и Нугушское водохранилища и Мелеуз. Были и другие походы по Южному Уралу. В сентябре прошлого года съездил в Крым, но это был не спортивный, а так называемый «матрасный» поход, выезд для отдыха. В мае нынешнего года был с друзьями в походе четвертой категории сложности по предгорьям Западного Кавказа, за 10 дней преодолели 680 километров.
Все это было неплохой подготовкой к поездке на Алтай, куда мы отправились в июле. Туда мы поехали группой из пяти человек – это Евгений Шулындин, Эмиль Газизов, Анна Платонова, Линара Сафиева и я. Мы планировали две недели двигаться на велосипедах, а неделю посвятить пешему походу по горам Алтая. От Уфы мы на поезде добрались до Новосибирска, потом на заранее арендованном микроавтобусе до поселка Артыбаш, что на северной оконечности Телецкого озера. Наш маршрут должен был начинаться с южной оконечности озера. Но Телецкое озеро окружено высоченными горами, по берегам дорог нет, по суше проехать невозможно, поэтому добраться в исходную точку маршрута мы смогли только на катере. Двигаться по маршруту мы начали с долины реки Чулышман. Там очень интересный климат – погода меняется мгновенно. С утра, например, может светить яркое солнце, в обед небо может затянуться облаками, часов до семи вечера без остановки идти дождь, а потом снова, как ни в чем не бывало, светит солнце. Перепады температуры тоже очень большие. В одну из ночей температура была – 5 градусов, а с утра – уже + 26. Два дня провели мы в долине этой реки. Посмотрели водопад Учар, с алтайского языка его название переводится как «неприступный». Это каскадный водопад. Он более крупный, чем всемирно известный Ниагарский водопад, но вода здесь падает с крутого, но не отвесного уступа. Он был открыт только в 70-х годах прошлого столетия и называется самым юным шедевром природы Алтайских гор. Раньше там не было дорог, и добраться туда можно было только по воде.
По мере продвижения вперед путешественники преодолели несколько перевалов, проезжая по 50-60 километров в день, и добрались до Чуйского тракта. Чуйский тракт сейчас – федеральная дорога, соединяющая Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск и доходящая до границы с Монголией. По асфальтированной трассе поехали быстрее – 100-120 километров в день и вскоре добрались до самой границы. Там природа уже совсем «монгольская» - голая, пустая степь, только на горизонте, километрах в 40, виднеются горы. Пропуска в приграничную территорию были оформлены еще до выезда, в Уфе.
На крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ четырех государств – России, Монголии, Китая и Казахстана находится плоскогорье Укок. Это высокогорное плато с разнообразной флорой и фауной. Большая часть плато включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 90-х годах прошлого века его южная часть была объявлена Зоной покоя (Природным резерватом) «Укок». Сейчас эта территория воссоздана в форме природного парка. На этом плато очень много курганов с тысячелетней историей. И в 1993 году в одном из курганов была обнаружена знаменитая «принцесса Укока» - мумия женщины, прекрасно сохранившаяся в пласте льда в слое вечной мерзлоты. В погребальной камере было обнаружено шесть коней под седлами и со сбруей. Прекрасно сохранились татуировки на коже женщины, одежда. Содержимое захоронения указывало на знатность погребенной особы.
Тело было вывезено для исследований, сейчас оно находится в Новосибирске. Однако с точки зрения определенной части алтайского народа «принцессу Укока» следует вернуть на Алтай. Одни считают, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие - что её необходимо снова захоронить на прежнем месте. Местные жители даже думают, что землетрясение, произошедшее в тех местах в 2003 году, случилось из-за того, что был нарушен покой этой священной могилы.
В советское время плато было достаточно населенным – здесь были пастбища, на которых крепкие хозяйства пасли свои стада. Сейчас же все в запустении – кроме двух-трех туристских джипов никого не увидишь. Даже погранзастава на китайской границе, которая, по словам местных жителей, еще два-три года назад была обитаема, сейчас заброшена. В 60-е годы прошлого века, когда отношения с китайцами были напряженными, там был целый укрепрайон – многокилометровый забор с колючей проволокой, линия ЛЭП, сейчас же там царит разруха. Считается, что китайцы так хорошо охраняют границу, что российские пограничники решили меньше обращать внимание на этот участок. Хотя это звучит довольно смешно.
Еще одно очень интересное место, на котором побывали уфимские велосипедисты – это Карагемский прорыв на реке Аргут. В этом месте Аргут, имеющий огромный для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон. Многие водные туристы пытались пройти это препятствие, но далеко не всем это удалось, некоторые попытки закончились трагически. Впервые Карагемский прорыв был пройден в 2003 году.
- Рядом по перевалу идет дорога, - рассказывает Камиль Кашаев. – Она проходит практически по обрыву, такой страшной дороги я еще не видел. Уклон под 40 градусов, велосипед еще удерживали, а как там проезжают на машинах, я не представляю.
В последнюю неделю у нас был запланирован пеший поход протяженностью в 130 километров, - продолжает он. - Но в наши планы вмешалась погода. Пошли сильные дожди, ручьи превратились в речки, без навесной переправы переходить их было просто опасно. В Шавлинских горах сошло несколько селей. Река Шавла превратились в мощнейший поток - под напором воды на наших глазах ёлки падали, как спички. Река меняла русло в течение нескольких дней. Начали таять ледники, ландшафт полностью поменялся из-за этих дождливых дней. Мы переждали эти катаклизмы и все-таки добрались до цели нашего пешего путешествия – Шавлинских озер.
Обратно в Уфу снова добирались поездом. Интересно, что за время поездки нашим ребятам встретилось много иностранцев. Были чехи, путешествующие по России автостопом. Была чета немцев, которым уже под шестьдесят, ехавших на мотоциклах из России в Монголию, а затем в Китай. Были веселые норвежцы, передвигающиеся на двух ржавых «Тойотах» 1986 года выпуска. В Казахстане у одной машины отвалилась подвеска, и им поставили рессору от КамАЗа. По Алтаю путешествуют не только россияне.