Все новости
Спорт
4 Августа 2011, 19:00

Башкортостану нужен современный центр тяжелой атлетики

У юных спортсменов нет условий для нормальных занятий спортом. Проблему раскрывает известный тренер тяжелоатлетов Айдар Яруллин.

Фото предоставлено Давидом Яруллиным.
Фото предоставлено Давидом Яруллиным.

Чему и кому обязан Башкортостан медалями в личном зачете на последних четырех Олимпиадах? Только тяжелой атлетике и ее представителям – атлетам Эдуарду Тюкину, Дмитрию Клокову и их тренеру Айдару Яруллину. Эдуард взял «бронзу» в Афинах, Дмитрий – «серебро» в Пекине. Где, в каких видах, еще личные медали были? Нет больше! А вы думаете, что воспитанники Яруллина – черниковские детишки – будущие чемпионы занимаются в современных оборудованных залах? Нет! Нет у них такого зала! Проблема? Да это просто мегапроблема!

На данный беспредел (по-другому и не назовешь) наткнулся случайно. Позвонил Яруллину, чтобы узнать о чемпионате России, где он и два его подопечных набрали полные карманы золотых медалей. Клоков взял «серебро» и два «золота», Киреев – три «золота». Сам Яруллин, как тренер чемпионов – две высших медали. Но разговор зашел не о чемпионате. Ибо есть вещи куда более важные.

- Раз в чемпионате России удалось уверенно победить, то теперь и о большем можно помечтать…

- Да, у нас впереди очень важный чемпионат мира в Париже. Там надо будет выступить успешно, чтобы оба моих парня - Дмитрий Клоков и Ринат Киреев прошли на Олимпиаду в Лондоне. У России ведь всего шесть лицензий на восемь весовых категорий…

- Почему так произошло?

- Да нам еще хорошо по сравнению с остальными. Всего 250 штангистов едет на Олимпиаду. И только у пятерки сильнейших стран по шесть лицензий. У остальных меньше! И я хочу, чтобы среди этих шести человек было два представителя Башкортостана – Клоков и Киреев. Киреев сейчас едет на Универсиаду в город Шэньчжэнь. Ему 23 года, выступает в категории до 85 килограммов. Там мы немного «пошумим». Возможно, рекорд мира побьем…

- А не рано так сильно всех соперников пугать?

- Думаю, пора. Потом еще в Париже на чемпионате мира надо будет выступить очень хорошо.

- А что за чудо чудное и диво дивное этот Киреев? Ваш воспитанник?

- Его первый тренер-энтузиаст уже умер. Я Киреева контролировал до 17 лет и потом забрал к себе. Парень уже пугает многих. Мировой рекорд в этом весе в сумме – 394 килограмма. Он уже поднимал официально 390. А на тренировках рекорд уже превышал на пять килограммов.

- Ничего себе! А на следующую Универсиаду в Казань-2013 у вас есть ребята?

- Их много. Тоже готовлю сюрприз в виде Алексея Вяткина. Есть другие сильные – сразу несколько человек – Рамис Шафиков, Андрей Калинин, Александр Шершнев, Давид Яруллин. Все наши, все башкирские. Только вот и проблем полно. Ездим на тренировки в ШВСМ в центр города из Черниковки. А много ли наездишь по такому маршруту? Ребятам нужны полноценные двух- и даже трехразовые тренировки. Они уже профессионалы. А когда ездишь так далеко, то тут только на одну тренировку хватит…

- А что же – зала у вас нет в Черниковке?

- Нет! Возник конфликт с районным руководством, которое я открыто обвинил в непорядочности. Нам только обещали золотые горы и ничего не делали. 10 лет в школьном классе занимались. Нам туда даже одной гантели не купили. Ребята до сих пор занимаются на разбитых штангах с отполированными держателями, приобретенных еще в 1982 году. Отделение в районной СДЮШОР №26 для нас закрыли, меня уволили, так как я по собственному желанию уйти отказался. 100 детей, которые у меня занимались, оказались на улице. Тренируемся пока в подвале «хрущевки», где ребята даже штангу не могут над головой поднять – потолок низкий. Шум, конечно, там большой – штанги-то ворочать тихо не получится. Жители мне жалуются. Изо всех сил их уговариваю-упрашиваю, пока получается. Но разве это условия для спортивного развития?

- А разве вам не могут зал предоставить – их ведь немало.

- Мне министр спорта Никерин в самых разных местах Уфы предлагал, но все это далеко от нашей Черниковки. А я делаю чемпионов из детей работяг. Именно они занимаются самоотверженно и дорастают до чемпионов. Разве в центре холеные дети станут заниматься тяжелой атлетикой? Нет! А в Черниковке я не только 100 – я 500 детей найду, которые будут заниматься. У меня 90 процентов ребятишек – из неблагополучных семей. На какие деньги они будут ездить? И я их не только тренирую – я их воспитываю. У меня в любом возрасте парень вылетит из секции за выпивку или сигарету, не говоря уж о наркотиках. И они ведут здоровый образ жизни. В школе директор проходит мимо торговца наркотиками и ничего не говорит, а мои ребята, если увидят – просто по стене размажут этого наркодилера. Они мимо не пройдут. У всех взрослых нормальные семьи. И детей своих они опять ко мне ведут. Именно в Черниковке нужно начатое дело продолжать!

Когда меня пытались обвинять в суде, чего только не понаписали, вплоть до организации преступной группировки! А я справку принес из РОВД, что ни один мой воспитанник никогда не привлекался. И на остальные обвинения также ответил – бумажными доказательствами. Судья сразу сказала, что там не о чем и говорить.

Раньше в Башкортостане был проект по строительству центра тяжелой атлетики. Очень хороший проект был – и залы были запланированы, и все оборудовано - сауна, бассейн. Я хотел там «Зал силы» открыть по типу «Зала хоккейной славы» в Торонто. У меня же огромный архив по тяжелой атлетике. Медалей под тысячу, начиная со времен Поддубного, кубки и прочее, прочее, прочее…

Если запрос по фактам делают в Москве в федерацию, то всех ко мне посылают и забывают. Мне тяжелоатлеты свои личные архивы и награды в завещаниях отписывают. И где это все? В гаражах хранится. Один гараж под командные кубки моих башкирских ребят отведен. Все это печально и больно. Никому у нас тяжелая атлетика не нужна. Да, нам дают деньги на большие чемпионаты, на Универсиаду вот поеду вслед за Киреевым. Есть стипендии лучшим атлетам. Налицо позитивные подвижки. Очень много делает председатель Федерации тяжелой атлетики, ректор Башкирского института физической культуры Павел Горулев. Но как же дети? Все же с них начинается. Почему они должны старыми штангами руки рвать? Какие еще медали должны выиграть мои ребята, чтобы нам создали человеческие условия? Чемпионаты Галактики пока не проводятся!

Зачем мне орден Почета от Путина, если дети никому не нужны? Зачем все эти звания заслуженного тренера и заслуженного работника физической культуры? В нищей Пензенской области такие залы строятся, а мы не заслужили? Когда я говорю на соревнованиях в других городах, что у нас нормального зала нет, все смеются, и никто мне не верит. Но кто еще личные медали добывал на последних Олимпиадах для Башкортостана?

Меня и моих ребят тянут и в другие регионы, и в другие страны, в ближнее зарубежье – вплоть до Грузии. Там такие условия предлагают, каких тут не будет. Но я никому согласия не дал. Я 30 лет в Башкортостане. И хочу дальше работать здесь.

Сейчас моя цель – встретиться с Президентом республики Рустэмом Хамитовым и все ему рассказать. Надеюсь, он все поймет и поможет детишкам, поспособствует развитию нашего вида спорта в республике.


Автор:Чернов Олег Альбертович
Читайте нас: