Это я пытался разобраться со случаем, когда ребёнок напоролся на шайку малолетних бандитов. Но возможен и прямо противоположный случай, когда ребёнок сам попадает в члены АУЕ. Что может стать причиной этого, кроме безденежья и низкого статуса родителей, ведь сейчас в подростковых шайках состоят и дети из вполне обеспеченных семей?
Причины попадания детей из, казалось бы, вполне благополучных семей в сети АУЕ могут быть разными. Одна из них в том, что благополучными семьями часто считаются семьи с большим достатком. Мать и отец «вкалывают», зарабатывая деньги, и тратят их на (чаще всего) единственное чадо, а также на проведение статусных встреч и поездок на отдых за границу. Ребёнку же уделяется мало времени. А ведь для него важно общение, важно ощущение общности с родителями. Нескольких десятков минут в сутки для этого явно недостаточно.
Надо отметить и тот фактор, что в отличие от времён нашего взросления в большинстве современных педагогических коллективов школ и дошкольных учреждений до минимума сократился мужской контингент. К 23 февраля меня пригласили в детский садик в Булгаково на торжественное мероприятие. Прошло всё хорошо, благодаря воспитательницам детсада дети подготовились, родители также не подкачали. Но меня поразило, что даже на роль Карлсона в садике не нашлось мужчины и как-то нелепо выглядело, когда воспитательница восклицала: «Я мужчина! Хоть куда! В полном расцвете сил». А без мужского воспитания из мальчика не вырастет мужчина в полном смысле этого слова.
А вот во дворе пацан может отыскать понимание и весьма привлекательные стороны. В некоторых молодёжных преступных группировках членам шайки запрещено пить и курить, они занимаются спортом, особенно силовыми упражнениями. Подростковая группировка поможет ребёнку найти «настоящую» семью. Здесь о нём заботятся, ему дают возможность бунтовать против действий взрослых, т.е. он может почувствовать себя полноценным членом этой группы. Тут перед ребёнком представлена возможность ощутить вкус и остроту риска, признание сверстников и сверстниц. А позже — упоение властью над более слабыми, струсившими, чувство безнаказанности за содеянное. То есть АУЕ предоставляет пацану возможность легко и просто получить деньги, соответствующий статус и власть среди сверстников. Здесь его в первую очередь учат держать слово. Есть даже такое выражение: «Пацан сказал — пацан сделал». Ребёнок ощущает себя значимой частью организованной структуры со своими, как ему кажется, честными правилами. Жёсткость этих правил, а также клятва на крови или иной романтический приём, не даёт возможности отойти от этой группировки.
Надо признать, что во многих группировках существуют нормальные правила, которые и привлекают молодых людей своим рыцарским оттенком. Ну во-первых, это традиционное отношение мужчин к матери, как к святому. Во-вторых, чувство старших защищать маленьких и слабых. Старшеклассники не дерутся с теми, кто младше их на два-три года, иначе это будет говорить о слабости самого старшеклассника. От него свои же отвернутся, начнут игнорировать, как человека никчемного, недостойного звания пацана. В-третьих, пацаны из большинства группировок никогда не нападают на женщин и девушек, а также на гуляющих влюблённых (совсем другое дело, когда парень, проводив свою девушку, возвращается один). Но если девушка в вечернее время одета вызывающе откровенно, то это считается «общим достоянием» и ею могут воспользоваться. Если девушка принадлежит кому-то из членов группировки, то он несёт ответственность за её поведение и может понести наказание за её проступки.
К сожалению, появились группировки с прямо противоположным направлением, которые считают женскую половину злом. Это противопоставление вековым традициям, укоренившимся в преступной среде и у наших народов в целом. Что стало причиной такого постыдного явления, я не знаю, видимо, мимо меня прошли фильмы с подобной ориентировкой, а может, сказалось неумное руководство какого-либо женского педагогического коллектива или асоциальное поведение матери пацана, обладающего лидерскими качествами.
В традиционных преступных группировках не принято ходить с ножом, т.к. это говорит о духовной слабости пацана. Поэтому настоящие пацаны дерутся обычно кулаками и ногами. Но если у противника обнаружится нож в руке, то следуют правилу «Кто с мечом к нам пришёл, тот от меча и погибнет». Конечно, ножи у реальных пацанов отсутствуют не только от вышеуказанного морального принципа. Просто применение в драке холодного оружия сразу же меняет уголовную статью на гораздо более жёсткую. А кому охота вместо морального порицания и денежного штрафа родителям загреметь на 10 лет? Но сейчас стали появляться группировки отморозков. Это тлетворное влияние как западных, так отчасти и наших фильмов, внедряющих в сознание ребят мнение, что убить человека — всё одно, что комара прихлопнуть.
В то же время в большинстве группировок считается, что отъём денег у сверстников должен осуществляться преимущественно без применения физического насилия. Для этого есть масса способов развода сверстников. Например, давление на жалость жертвы развода, путём рассказа о собственных несчастьях, обрушившихся в последнее время, мол, денег негде достать. Или обещание вернуть долг в самое ближайшее время или по первому требованию.
Для того чтобы отвлечь детей от антисоциальных группировок, думаю, надо возрождать то, что являлось примером воспитания детей в СССР для многих стран мира. Это бесплатные кружки и коллективы, что создавались в пионерских и комсомольских организациях. Более активная работа с подростками организаций типа ДОСААФ.
Конечно, за распространение молодёжной противоправной деятельности несёт ответственность государство. С его стороны для решения проблемы привлекаются силы полиции. Например, в составе некоторых полицейских отделений Марий Эл появились группы «Лидер», задача которых —профилактика подростковой преступности и разобщение молодёжных преступных группировок. В этой республике поняли, что девушка — уполномоченная полиции по делам несовершеннолетних не может справиться с современным контингентом молодых отщепенцев. Однако силами одной полиции с этим явлением не справиться, нужна помощь как родительского состава, так и государственная поддержка, включая повышение доходов среднестатистических семей, занятости подростков в общественно-полезной сфере. Одной имитации и разговоров о росте финансового благополучия недостаточно. Люди ведь не речи слушают, а ощущают всё на себе.
Хотелось бы вновь обратить внимание на малое число мужчин-воспитателей. В яслях и детсадах одни воспитательницы, в школах педагоги преимущественно женского пола, в семье всё больше случаев, когда мужчины либо приходят навестить сына из другой семьи, либо вообще отсутствуют, либо приезжают с вахты на некоторое время, либо не находят времени из-за беспробудного пьянства, даже в полиции несовершеннолетними занимаются преимущественно женщины. Одна надежда матерей — армия. Надо отметить, что раньше ребята, вернувшиеся из армии, чаще всего уже не возвращались в молодёжные преступные группировки. Но в нынешних условиях сумеет ли армия перевоспитать сына за один год? Даже хорошо освоить современную боевую технику за этот срок сложно. Нам нужно, чтобы спорт стал не столько элитным занятием для избранных, а остальные были лишь болельщиками и фанатами, надо чтобы спорт вновь стал массовым, всенародным видом. Чтобы дети не в столько в смартфонах искали игры в стрелялки, танчики и т.п., а больше играли на спортивных площадках во дворах, в бесплатных спортивных залах и клубах, занимались танцами, творчеством, делали авиамодели…