Когда в семье случается беда и близкий родственник оказывается надолго прикованным к постели, возникает необходимость в сиделке, особенно если все члены семейства заняты и не могут взять на себя такую обязанность. К тому же не все люди способны ухаживать за тяжело больным человеком, не у всех есть для этого необходимые медицинские знания и навыки. Да и психологически не каждый может изо дня в день оказывать помощь больному, ухаживать за ним, выполняя роль няни или сиделки. Потребность в услугах такого рода появляется как в домашних, так и в больничных условиях.
Недавно, навещая заболевшую родственницу, я узнала, что при каждой больнице существует «неофициальный штат» сиделок. Это люди, оставляющие свои координаты в стационарах или просто вешающие объявления об оказании услуг по уходу за больными. Разумеется, они должны иметь соответствующие навыки и знания, а главное — обладать нужными качествами: добротой, состраданием, сдержанностью, тактичностью и ответственностью. Лучших специалистов в этом непростом деле обычно рекомендуют медработники, знакомые или родственники тех, кто посещает своих подопечных. То есть срабатывает «сарафанное радио».
Раньше эту тяжелую работу выполняли больничные нянечки и санитарки, которым всегда платили чисто символически. Теперь ухаживают за больными профессионалы из числа имеющих подготовку и склонность к такого вида услугам. Платят им по-разному — от 500 до 2000 рублей в день, в зависимости от их опыта и времени пребывания с больным. Как правило, няни находятся со своим пациентом круглосуточно. Тогда оплата бывает максимальной, но, впрочем, все зависит от договоренности и заинтересованности клиента.
Какой это непростой труд — морально и физически, я убедилась, понаблюдав за действиями профессиональной сиделки, которая неотлучно, много дней подряд находится у постели лежачей больной, перенесшей тяжелую операцию. Подопечной надо обеспечить надлежащий уход, включая гигиенические процедуры, накормить ее, переодеть, поменять белье, выполнить другие пожелания. Если понадобится, вызвать врача или медсестру. Сделать легкий массаж, повернуть, приподнять, чтобы не затекало тело. Далеко не каждый с этими, казалось бы, простыми манипуляциями справится. Причем нужно быть готовым помочь и днем, и ночью. А если надо, приободрить, внушить оптимизм, уговорить покушать, если у больного плохой аппетит или дурное настроение. Да мало ли какие нюансы могут быть!
С сиделкой (назовем ее Рашидой) мне удалось немного пообщаться. Несколько лет назад она вышла на пенсию. По профессии — педагог. Работает сиделкой уже четыре года. С некоторыми больными находится в стационаре по месяцу и более. Успевает даже подружиться с их родственниками. В личные дела старается не лезть, тем более давать советы. Делает то, что ей положено. В промежутках между дежурствами иногда устраивает себе небольшой отпуск: как у каждой женщины, у нее есть домашние дела и обязанности. Говорит, что за месяц непрерывной работы у нее получается неплохая прибавка к пенсии. Научилась держать свои эмоции при себе, поскольку в палатах случаются конфликты и иногда летальные исходы, а «свой» пациент не должен терять бодрость духа ни при каких обстоятельствах и продолжать курс на выздоровление. Искренняя благодарность готовящегося к выписке больного и его близких, по словам Рашиды, это лучшее вознаграждение.
По сути, услуги сиделок и нянь относятся к сфере социального предпринимательства. Конечно, их оказывают неофициально, получая плату от пациентов, хотя с этого года некоторые категории населения могут воспользоваться бесплатными соцуслугами в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Однако на деле получается, что ждать помощи некогда, решение надо принимать оперативно, особенно когда речь идет об уходе после операции в стационарных условиях.
В прежние времена таких людей, которые заботливо ухаживают за больными и сидят у их постели, называли сестрами милосердия. Как правило, они были волонтерами. Теперь же все хотят зарабатывать, никто бесплатно даже памперс не поменяет, а медперсонал не в состоянии ухаживать за лежачими. Наверное, для многих больных спасение, что есть такие опытные и добросовестные сиделки, как Рашида. Фактически она стала чуть ли не медсестрой и сроднилась с больничной обстановкой.
Так что, когда говорят, что предпринимателей, то есть энергичных, предприимчивых людей у нас в России мало, я придерживаюсь другого мнения. Нельзя забывать о многочисленной армии тех, кто оказывает социальные услуги: ухаживает за больными или престарелыми, нянчится с детьми, занимается репетиторством, уборкой на дому, нанимается на работу в саду и т.д. Пока это делается неофициально, но рано или поздно (трудно назвать конкретные сроки) выгодней будет работать открыто.