Бурзянская бортевая пчела — гордость и один из брендов Республики Башкортостан — терпит бедствие. Её генофонд засоряется привозными породами, она теряет свою уникальность, способность выживать в суровых условиях. Еще пара десятилетий, и бурзянская популяция темной лесной пчелы исчезнет. Нужно принимать срочные меры по её защите и по охране башкирского пчеловодства в целом. Об этом шла речь на заседании круглого стола в башкирском отделении Русского географического общества (РГО).
— Интерес к темной лесной пчеле, в России она называется среднерусской, в мире очень велик в связи с возросшей смертностью пчел в северном полушарии. Именно темная лесная пчела представляется уникальным резервом для сохранения пчеловодства в мире, — сказал заведующий лабораторией Института биохимии и генетики УНЦ РАН Алексей Николенко. Он остановился на проблеме гибридизации. При скрещивании разных пород пчел во втором-третьем поколениях рождается очень слабое потомство. Процесс гибридизации может нанести непоправимый урон башкирской пчеле.
— По нашим оценкам, бурзянская популяция темной лесной пчелы сейчас самая большая в мире и генетически наиболее чистая — в Бурзянском районе насчитывается пять тысяч чистопородных семей. Ядро популяции находится в заповеднике «Шульган-Таш». В бортях происходит более жесткий естественный отбор, это позволяет сохранять генофонд.
Но рядом с заповедником проходят федеральные трассы, по которым в Башкирию из других регионов летом приезжают пчеловоды-любители с пчелами других пород, которые кроме плохого генофонда являются носителями различных заболеваний. Особенную опасность в этом плане представляют районы, которые находятся с запада от заповедника — Ишимбайский и Мелеузовский.
Алексей Николенко предложил для защиты популяции башкирской пчелы расширить территорию «Шульган-Таша».
Это предложение поддержал заведующий лабораторией Института биологии РАН Василий Мартыненко.
— Государственный заповедник «Шульган-Таш» — очень маленький, его площадь составляет 22 тысячи гектаров. В то же время одной из его уставных задач является сохранение подвида темной лесной медоносной пчелы, в простонародье бурзянской бортевой пчелы, занесенной в «Красную книгу Республики Башкортостан». Популяция этого вида поддерживается благодаря древнему промыслу — бортевому пчеловодству, уникальному в мировом масштабе. Бурзянская пчела адаптировалась к резко континентальным, суровым условиям региона. У других подвидов пчел отсутствует генетически выработанная способность выживать в суровых условиях уральской зимы. Проблема гибридизации и метизации именно в том, что последующие поколения теряют способность выживать в диких условиях в дуплах.
Василий Мартыненко уверен, что если целью охраны является популяция какого-либо вида, то требуется определенная территория с набором экосистем, обеспечивающих устойчивое существование этой популяции. Территории заповедника «Шульган-Таш» недостаточно для сохранения бурзянской бортевой пчелы. Нужно расширять заповедник в сторону междуречья рек Нугуш и Урюк на стыке Бурзянского, Ишимбайского и Мелеузовского районов. Это практически неосвоенная территория, населенных пунктов нет, сохранились уникальные старовозрастные липово-кленово-вязовые леса. Решение правительства о расширении заповедника было подтверждено еще в 2004 году. И если тянуть дальше, то можно не успеть прикрыть те места, откуда идет пресс метизации.
Но расширение заповедника — это только один шаг из всей системы последовательных шагов по сохранению бурзянской бортевой пчелы. На других мероприятиях остановились следующие выступающие.
Директор заповедника «Шульган-Таш» Михаил Косарев добавил, что обязательным шагом должны стать осознанные действия районных властей.
Сейчас они разрешают ввозить на кочевку «на липу» чужие пчелиные семьи, не понимая вреда таких действий. Между тем все завозные пчелы оставляют генетические следы. Если в 1982 году пчел с явными признаками метизации было два-три процента, то сейчас, через 30 лет, уже 9-12 процентов. Еще через 30 лет процесс, видимо, уже будет необратим.
Сейчас в России первые лица стали больше внимания уделять защите знаковых, редких животных. Председатель попечительского совета Русского географического общества Владимир Путин, президент РГО Сергей Шойгу, руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов курируют различных животных, занесенных в «Красную книгу России», на их защиту выделяются большие деньги. Михаил Косарев считает, что бурзянскую пчелу тоже давно пора занести в «Красную книгу России».
— Башкирскому отделению Русского географического общества нужно выйти с предложением о внесении башкирской пчелы в готовящееся к выходу издание, — сказал он. — Следующее издание «Красной книги России» будет только через десять лет.
Представители администраций заинтересованных районов поддержали предложение по приему законодательных актов, регулирующих ввоз пчел из других регионов страны и районов республики.
Генеральный директор научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии, депутат Госсобрания — Курултая РБ Амир Ишемгулов сказал, что без селекционной работы сложно сохранить породу.
Он предложил от защиты перейти в нападение — нужно насаждать чистую породу бурзянской пчелы в прилегающих к заповеднику районах, бесплатно раздавать чистопородных пчелиных маток, увеличивать долю крови бурзянских пчел. В итоге, двигаясь от заповедника, можно всю территорию Башкирии превратить в заказник.
По итогам круглого стола было принято единогласное решение о необходимости расширения территории заповедника «Шульган-Таш» и закреплении этой договоренности в правовом поле республики. Участники решили объединить усилия заинтересованных сторон, создать рабочую группу и в течение месяца разработать комплекс мер по сохранению бурзянской бортевой пчелы.