В предыдущей статье я рассказывал, как побеждал при помощи денег и техники пучину болота. Продолжу повествование.
Уже давно в теплом июньском воздухе растворился рокот уехавших самосвалов, и над окрестностями снова разлилась тишина. А я все стоял, как тот персонаж из поэмы «Медный всадник», и думы бродили в моей мятежной голове. Я, словно полководец, обдумывал планы следующего броска туда, к дальним кустам, за которыми начиналось настоящее озеро. Его уже можно было чистить. Но для начала нужно добраться до заветных кустов, отсыпав еще много-много машин грунта.
Но из-за отсутствия денег эти работы были отложены на неопределенный срок. И на огород, выровненный грейдером, требовалось завезти хоть сколько-нибудь чернозема. У всех давным-давно колосилась свекла, наливался укроп, а у нас до сих пор не было ничего посаженного. А ведь лето в Башкирии короткое, а какой деревенский житель обойдется без собственноручно выращенных плодов? Картошку впрок ты можешь не сажать, но закуска произрастать обязана, даже если ты трезвенник. Почему? Да просто приятно, знаете ли, спуститься с крыльца, пошерудить на грядках и нащупать самый толстый бочок редиски. Отыскать в ботве выросший за ночь огурец и, сладко зажмурившись, подумать: «Да под такую закусь…» Впрочем, это все лирика. А суровая реальность гласит, что чернозем тоже стоит денег и не все черное золото — черного цвета. Покатавшись с познавательно-краеведческими целями по округе, я довольно быстро понял, что чернозем для продажи берется на окрестных полях при помощи погрузчика и насыпается в самосвал. На полях, конечно, тоже чернозем, но очень низкого качества. Земля истощена многолетней эксплуатацией, бог его знает, чем там ее удобряли и пичкали. То есть, если вы непритязательны, то можете на это закрыть глаза. А если нет, то… Минувшим летом я так и не нашел достойного решения и для грядок просто навозил землю тачкой, наковыряв ее перед домом. Все равно нужно было вручную изменять рельеф местности, дабы была возможность поставить забор, заехать на машине и т.д. На будущий же год я решил обзавестись прицепом и где-то добывать перегной по отдаленным деревням. Заодно и камушков для задуманных альпийских горок навожу с недалеких Уральских гор. Кстати, у меня в уголке уже собирается интересная коллекция разноцветья, привезенного отовсюду, — ездить-то приходится постоянно.
Из овощей были посажены редиска, огурцы, помидоры, капуста, укроп, кресс-салат и петрушка. Больше всего меня порадовала редиска. Оказалось, ее можно было сажать каждые три недели. Она быстро поднималась и доходила до товарной формы. Правда, и жесткой становилась быстро, но тут подходила следующая партия. Насажав всего, я столкнулся с тем, что, оказывается, это все нужно каждый вечер поливать. Озеро было рядом, но поливать было не всегда сподручно — то уеду куда-нибудь, то некогда, а то и лень. Нужно было как-то решать задачу. И решение нашлось — я вспомнил, что совсем недавно купил сыну новый велик. «Сын, ничего в жизни так просто не дается, — сказал я по-отечески мудро в один из вечеров. — Тебе нравится твой велосипед?» «Да», — ответил Андрюха, пока еще ничего не понимая. В общем, с поливом проблема была решена.
А стены дома обрастали приобретенными сельскохозяйственными инструментами. Тут были и вилы, и грабли, и мотыга, и кувалда… Конечно, кувалда не имеет отношения к сельхозработам, но в хозяйстве необходима. Когда трава пошла вверх, была приобретена коса, которая потом сломалась о деревянные стволы поднявшегося репейника. Позже ей на смену пришел мощный бензиновый триммер с насадкой в виде ножа. Тот не щадил ничего и отомстил репьям за сломанную косу.
Пришло время пристраивать свою молодую поросль в школу. В Федоровке есть школа, и это обстоятельство, напомню, было одним из определяющих при выборе места жительства. Отправились мы в школу. Это двухэтажное кирпичное здание. Вполне себе приличное с виду. Внутри стояла прохлада и летняя тишина, но учителя были на месте. Выяснилось, что эта школа является филиалом 105 гимназии. Однако скептическое отношение ко всему деревенскому у городских снобов трудно вытравить, и сына мы отдавали по принципу — «пусть уж здесь поучится, а там посмотрим». Как же мы были удивлены в начале учебного года — в классе, между прочим, состоящем всего из 16 учеников, было всего двое отстающих. И этими отстающими стали дети, переехавшие в этом году из города. В том числе и наш сын. Вот вам и деревенская школа. Да и доставляют учеников в школу централизованно, автобусом, желтым таким, красивым, марки «Пежо». Прямо как в фильме «Форест Гамп». Вышел ученичок за ворота, а тут его встречают как ответственного работника, дверь откроют: «Здрасте, уважаемый, как ваше настроение на учебу, нормально? Ну, тогда поехали».
То ли дело было в нашем городском детстве. Впрочем, к моей нынешней деревенской жизни это не имеет никакого отношения.
Продолжение следует.