Все новости
Туризм
21 Июля 2015, 17:58

Уфимцы едут к истокам Камы

Если обратить свой взор в противоположную от горной Башкирии сторону, то можно отправиться к истоку великой уральской реки, Камы.

Фото автора.
Фото автора.
Для нас, жителей Башкирии, бесспорным является тот факт, что на востоке республики лежат Уральские горы и они красивы. Красота природы Урала говорит нам красноречиво о том, что отдыхать от городской суеты и повседневности нужно именно там. Однако если обратить свой взор в сторону противоположную, то выяснится, что и там много интересного и непознанного. Одной из таких поездок выходного дня в противоположную от горной Башкирии сторону является путешествие к истоку великой уральской реки, Камы.
Много лет тому назад, попав на берега камские, я был ошеломлен ее мощью и широтой. А красная, чайного цвета, вода сразу же потянула мои мысли и воображение на север, в безлюдье комариных болот. И попасть к истокам Камы стало одним из моих мечтаний, которое, впрочем, осуществилось этим летом.
Несмотря на огромную протяженность Камы, 1805 километров, начинается она, как это выяснилось, не так уж и далеко от Уфы. Да, Кама берет свои истоки на севере соседней Удмуртии и потом просто закладывает огромную петлю, двигаясь на встречу с Волгой. А от Уфы до истока всего-то чуть более шестисот километров. Узнал этот факт я довольно давно, но поехал туда лишь нынче. Для того чтобы осуществить мечту, зачастую нужно просто взять и… осуществить.
В путешествие мы отправились вдвоем с сыном. Он закончил второй класс, а в этом возрасте, как известно, мир полон еще неоткрытых стран и островов, которые начинаются прямо за порогом. К тому же поездка к истоку Камы предполагала возможность увидеть по дороге множество других интересных вещей.
Николо-Березовка
Июньским утром наш «Ларгус» выехал на трассу М7, и через какое-то время мы уже катили по улицам города Нефтекамска. Честно сказать, достопримечательностей Нефтекамска я не знаю, поэтому целью была соседняя Николо-Березовка. Николо-Березовка — село, стоящее на берегах Камы. Именно там я впервые познакомился с рекой. Поселение, поднявшееся на хлеботорговле, видало былые, лучшие времена. О чем говорит череда полуразрушенных купеческих особняков на улице, ведущей к Свято-Никольскому храму.

Возникло же село на месте явления строгановским караванным иконы Николая Угодника — вечного заступника и покровителя плавающих и путешествующих. История долгая, как само время, неспешно текущее вместе с камской водой. Утекло его много, и за этот период чего только не видала Николо-Березовка! Тут и тебе история караванов, тут и члены царской семьи, покровительствующие храму. Чуть не ушло село и под воду, когда решили поднять уровень Нижнекамского водохранилища. Но как гласит русская поговорка: проси Николу, он Спасу передаст — заступился Николай Угодник за село, послал Господь разума людям.
Красавец храм стоит на самом берегу, и уже совсем скоро будет завершена его реставрация.

А если подняться по лестнице, то можно попасть и в небольшой музей, где смотритель расскажет вам историю храма и села. Есть такой музей и в самой Николо-Березовке.
Переправа
Далее нам предстояла переправа через Каму в районе порта Камбарка. Навигатор вернул нас в Нефтекамск, а через какое-то время автомобиль запылил по грейдеру. Платный проезд по понтонному мосту через реку Буй, далее дорога к Каме. Мост через Буй почти доделали, и понтонная переправа скоро уйдет в прошлое. Через Каму же только-только намывают грунт под мостовые быки. Но думается, что через несколько лет мост все-таки появится.
Паром в Камбарке работает четко и быстро, как часы. Два буксира челночат с берега на берег, таская баржу с автомобилями. Для легкового транспорта стоит это 250 рублей. Пока ожидали парома, купили первой удмуртской земляники. Впрочем, от башкирской она ничем не отличалась — поставленный на полку стакан с ней также благоухал, и дальнейшее наше передвижение было скрашено земляничным ароматом.
Вся переправа заняла полчаса. Кама была могуча и неспешна.

Ширина ее здесь составляла что-то около километра, и было сложно себе представить, что вот-вот, совсем скоро мы доберемся до ее начала начал.
На правом берегу дорога побежала по увалам, полянки сменяли еловые колки, и чем-то местность напоминала Уфимское плато — Благовещенский или Нуримановский район. Далее же нас ждал город Сарапул.
Несбывшийся центр губернии
Что такое Сарапул? Тот, кто из вас бывал в Бирске или Елабуге, тот знает, что из себя представляет типичный уездный город Прикамья.

А для того же, кто не был, вкратце расскажу. Уездные города, лежащие у больших рек, были центром торговли и обширными купеческими гнездами. Жили те города хорошо и вольготно. Сарапул же вообще был торговой столицей Средней Камы, и когда в начале XX века решили организовать Среднекамскую губернию, то именно Сарапулу выпала роль стать ее столицей. Однако революция 17-го года и последовавшая за ней национальная политика большевиков планы те перечеркнули. Сарапул как был, так и остался крупным уездным городом. Тем не менее масштаб его действительно в те времена был достоин губернской столицы. С тех пор осталось множество старинных особняков разной степени сохранности.

Фасадом своим город обращен к реке. У реки находится Красная площадь, тянется набережная, по которой граждане совершают променад. Сарапул находится на возвышенности, и с нее обозревается камская панорама с островами и заречными лугами.
Погуляв и наевшись мороженого, мы поехали дальше.
Столица и провинция
Дорога повела нас в столицу Удмуртской республики, город Ижевск. В него мы попали в самый час пик, но я специально не стал сворачивать на объездную — хотелось посмотреть на город.
Сразу скажу, ничего интересного в плане архитектуры в Ижевске мы не увидели. Долго пробирались через пробки. Смотрели по сторонам. Бросилось в глаза большое количество светловолосых девушек. Впрочем, чему тут было удивляться, если мы попали в регион, населенный во многом представителями одного из финских народов — удмуртами. Удмурты, кстати, не так сильно в свое время подверглись ассимиляции русскими, скорее, большее влияние на них оказались булгары. Но это, как говорится, совсем другая история.
Не увидев ничего интересного, мы выехали на загородное шоссе, и перед нами, а также со всех сторон потянулась удмуртская глубинка. Лес становился все гуще, полянки все меньше. На указателях замелькали непривычные глазу названия населенных пунктов: Чутырь, Сундур, Кабачигур, Дебесы… Дома в сравнении с Башкирией были беднее, дорога в целом неплохая. Мы ехали по старому тракту, соединявшему Москву, Казань с Уралом и Сибирью. В селе Дебесы к Московско-Сибирскому тракту примыкала дорога, ведущая в свое время из Санкт-Петербурга, и далее они объединялись в один, Великий Сибирский тракт.

Здесь даже был устроен музей Сибирского тракта. Его мы решили посетить на следующий день. Нашей же сегодняшней целью было село Кулига. Именно рядом с ним, как говорила карта, и начиналась Кама.
Проехали райцентр Кез, асфальт сменился сырым глиняным грейдером. Вокруг постепенно распускалась колдовская северная белая ночь. Мы ехали на север, и небо там было ярким, прозрачным и холодным.
Камский исток
«Вот на угорье поднимитесь, а за ним и поворот к истоку», — сказал случайно встретившийся мужчина на окраине Кулиги.
Угорье — отметил я про себя диалектное выражение. «Угорье» значит «возвышенность».
Машина пробежала по деревенской улице, и у последнего дома мы увидели монумент, располагавшийся посередь выложенного тротуарной плиткой пространства.

Надпись на нем гласила, что здесь берет исток уральская река Кама. Из трубы чуть поодаль вытекал мощный родник.

Труба вела в бревенчатый сруб, рядом находился еще один. Генеральное направление движение воды позволяло предположить, что великая уральская река начиналась аккурат под последним деревенским домом, который располагался метрах в 30-ти от бревенчатого сруба.
Вокруг не было никого, лишь тишина северного тихого лета. Журчала вода в родничке, кричала ночная птица, пищали комары. Нужно было вставать на ночлег.
Под ночлег мы выбрали деревянную сцену, что находилась недалеко от истока. Поставили палатку и… услышали приближающиеся крики, свисты и прочие выражения восторга. Выяснилось, что это старшеклассники пришли сюда в честь сдачи ЕГЭ и настроены были весьма серьезно это все дело отметить. Пришлось перебираться в другое место и испытывать «Ларгус» в качество ночлежного дома. Устроившись валетом, мы с Андрюхой уснули.
Утром, вернувшись к истоку Камы, мы рассмотрели все при солнечном свете. Местность вокруг истока была облагорожена, улица носила имя Пушкина, дальше на север простиралась поляна, где, судя по обилию крапивы, когда-то тоже стояли дома. Окаймлял пространство дикий лес, с еловым частоколом и, предположительно, удмуртскими сказочными персонажами, еще до сих пор обитающими в его недрах. Село Кулига — поселение старообрядческое. Жили здесь потомки чашников — одной из разновидностей старообрядческого толка. Когда-то старообрядцы отличались трудолюбием и отрицанием спиртного. Нынче же у многих огороды заросли травой, ночная история со школьниками косвенно говорила, что с былым «мракобесием» тоже покончено.
Я умылся ледяной камской водой, вскипятил чай. Приехало два автобуса со школьниками из города Чайковский, и шустрая муравьиная стая растеклась окрест. Начинался новый день. Нужно было ехать дальше.
А дальше нас ждал музей в селе Дебесы, где один из смотрителей, удмуртский парень рассказал мне про обычаи и верования удмуртов, историю этих мест. Было весьма поучительно. Перед музеем были выставлены разные экспонаты, не влезшие внутрь старой солдатской казармы. Тут же рядом с велосипедом лежал еще один местный «экспонат» и похрапывал.
Обратная дорога
Маршрут мы решили закольцевать и обратно двинулись на Пермь. Тем более, таким образом мы экономили целых 350 рублей, которые бы затратили на паром. После Уфы Пермь была тениста и уютна. На набережной, у надписи «Счастье не за горами» зазывалы приглашали на прогулку по Каме. Но нам было некогда. Погуляли по городу — везде вылезал рудиментарный шум былого пермского креатива и наследия Марата Гельмана. В названиях заведений, оформлении телефонных будок и т.д.
Дальнейшая дорога шла через Осу, Татышлы, Бирск. Где-то за Бирском, уже во тьме я увидел в небе светящиеся серебристые облака. Это было последнее чудо в нашей поездке, хотя впечатлений и без того хватало. Мы проехали полторы тысячи верст, затратив на это дело всего пару дней. Впереди была Уфа, сон и дальнейшее раскладывание всего по полочкам памяти.
Автор:Кузнецов Валерий
Читайте нас: