Уфимка Райля Ишбаева стала настоящей «фронтовой сестрой» для сослуживцев мужа, военнослужащего СВО. «Райля апай», «Райля енге» (сестра, жена брата — прим. авт.) — так ласково ее зовут ребята.
На передовой она была бессчетное количество раз. Неоднократно отвозила гуманитарные грузы. Даже забирала домой мужа и его товарищей, чтобы они привели себя в порядок, поели домашнего супа и пирожков…
— Так получилось, что за два года до СВО я уехала вместе с детьми в Белгородскую область. После семи лет работы на «Витаминке» (уфимский Витаминный завод, «Фармстандарт» — прим. авт.) меня пригласили на предприятие такого же профиля в Белгороде. Муж в то время находился недалеко от тех мест — в Воронеже на учениях. «Будем видеться чаще», — подумала я тогда и сразу же приняла решение о переезде.
Супруг Райли Фаниль Ишбаев еще в 2013 году оставил работу в МВД и, подписав контракт с Минобороны, пополнил ряды 90-й танковой дивизии, которую перебрасывали во время учений из одного региона в другой.
— Я ездила к нему в Воронеж, забирала его домой, отвозила обратно. Потом их перевели в Мулино Нижегородской области. Далее был Брянск. А потом наступило… 24 февраля 2022 года.
Райля говорит, что в тот день проснулась под грохот канонады.
— Все началось в четыре утра. Было очень страшно. Помню, думала, отпускать детей в школу или оставить дома. Никто не знал, что будет дальше. И муж уже был недоступен… — вспоминает Райля.
Еще она находилась под впечатлением разговора с ним, который произошел накануне, 23 февраля.
— «Обещай, что, в случае чего, похоронишь меня дома. Отвези меня в Баймак», — сказал он. То есть он попросил похоронить его на родине. Я почувствовала, как к горлу подкатывает комок, говорить стало тяжело, но прошептала: «Обещаю»…
И тогда Райля решила — во что бы то ни стало будет поддерживать мужа, будет рядом с ним.
— В марте 2022 года их подразделение передислоцировалось в Теткино. И я поехала туда на машине. Да, конечно, жутковато было ехать, но решимости было столько, что я, несмотря на страх, добралась. Забрала мужа домой. Нужно было срочно привести в порядок его обмундирование. Берцы у него порвались. А в Белгороде уже ничего нельзя было купить — все смели. Даже носков теплых не было в магазинах.
Райля старалась узнавать о перемещениях супруга. Когда его подразделение оказалось в селе Никитовка Белгородской области, она вновь отправилась к мужу. И так было неоднократно.
Недаром Фаниль Ишбаев, получив первую награду, написал жене: «Это все благодаря тебе! Спасибо, родная, за поддержку!»
Были выезды Райли в зону СВО и без ведома мужа. Как-то, практически рискуя жизнью, под обстрелами она доставила бойцам гуманитарную помощь в Шебекино.
— Был июнь 2023 года, выходной. Телефон выключила, чтобы муж не узнал, иначе бы он ругался. (Рассказала ему о поездке уже тогда, когда вернулась домой. Помню, он долго возмущался.) Привезла ребятам продуктов, домашней еды — сварила баранину с картошкой. Хотелось, чтобы они почувствовали тепло родного дома. Им это так нужно!
Здорово, что таких замечательных женщин, как Райля Ишбаева, которые, несмотря ни на что, готовы поддерживать бойцов, немало.
«Эти женщины — настоящие героини. Они знают, что такое специальная военная операция, потому что они живут этой реальностью каждый день», — отметила вклад жен, матерей участников СВО в приближение Победы руководитель регионального Комитета семей воинов Отечества Эльвира Мацкевич.
Райля постоянно следит за новостями об СВО. Хорошо знает ход военных действий. И это не просто интерес к теме, а желание быть на одной волне с мужем, жить его жизнью.
— Я не имею права абстрагироваться от новостей. Я должна быть в курсе событий, должна знать, как и чем живет мой муж. Быть с ним на одной волне. Вот он после обстрела, только вернулся с боевого задания, а я ему про свои покупки буду рассказывать?!
В конце 2023 года у Райли возникло желание подписать контракт и отправиться самой на СВО. Наверное, она так и поступила бы, если бы Фаниль не заявил жестко: «Только попробуй! Я разведусь!»
…Райля вышла замуж за Фаниля, будучи еще студенткой химфака БГУ (ныне УУНиТ — прим. авт.). А познакомились они на «пятачке» (так студенты тогда называли площадку возле памятника Салавату Юлаеву в Уфе, где каждый вечер проходили дискотеки).
— Познакомила нас общая знакомая. Тогда он уже работал в МВД. Начали встречаться и почти сразу поженились. Если честно, не ожидала от себя такого, — смеется Райля. — Но, наверное, так и бывает, когда встречаются две половинки одного целого…
…Райля готова к новым поездкам ради мужа, хотя сейчас работает уже не так близко к зоне СВО.
Но усталость от кочевой жизни за несколько лет, конечно же, накопилась.
— Но есть слово «надо!» И показывать слабость, усталость ни в коем случае нельзя. Мы, жены, матери бойцов должны быть сильными! — говорит она.
А еще она уверена, что супруги, мамы военнослужащих должны держаться вместе, поддерживать друга друга. Сейчас Райля активно сотрудничает с Комитетом семей воинов Отечества в РБ.
— Когда меня добавили в чат, в котором состоят жены, матери бойцов, я увидела, что очень многим нужна помощь. Особенно тем, кто потерял близких. Им нужна поддержка, хотя бы моральная. Чтобы они могли написать, позвонить, выговориться…
Райля очень надеется, что скоро все закончится, и их семья, как и тысячи других семей, воссоединится.
— Хочется домой! Чтобы дети, наконец, были с мамой и папой. Закончится СВО, и мы обязательно вернемся домой, в Башкирию!