Уфа расположена на карстовых породах. Их распространенность варьируется в разных районах города. Наличие карстовых пустот в Уфе подтверждают недавние случаи провала грунта в столице. Так, 10 марта на улице Интернациональной «Лада Калина» ушла под землю. Образовалась огромная воронка диаметром семь метров и глубиной восемь метров. К счастью, отечественный автомобиль удалось достать с помощью спецтехники. Интересно, что в 2016 году на этой улице произошло практически идентичное ЧП с автомобилем. Тогда вытащить машину не смогли, ее унесли грунтовые воды.
Почему это происходит? Правда ли, что некоторые многоэтажки в нашем городе при определенных факторах могут провалиться под землю? Тему прокомментировал «Электрогазете» заведующий лабораторией гидрогеологии и геоэкологии Института геологии Уфимского научного центра РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Рафил Абдрахманов.
— Уфа — это единственный город в мире, построенный на сильно карстующихся породах — гипсах. Условия для развития карста у нас самые благоприятные, — рассказал ученый. — Растворяясь, гипсовая порода образует полость, которая затем проваливается. Ежегодно на территории Уфы образуется по пять-шесть карстовых воронок. Но наши предки выбрали это место для проживания, и нам остается лишь смириться с этим фактом.
Как поясняет доктор наук, верхний слой — это глины, известняки, песчаники. Ниже расположены гипсы. Отсюда и вытекает основная проблема — карстовые провалы.
— Могут ли из-за провалов пострадать многоэтажные дома? И что делать, чтобы этого не случилось?
— Обязательно нужно проводить перед строительством серьезные инженерно-геологические изыскания и проектирование, а также правильно эксплуатировать здания. После строительства нужен контроль и наблюдения, чтобы предвидеть события, которые могут произойти, — отметил ученый. — Обычно все проблемы начинаются через 10-15 лет после сдачи в эксплуатацию. В Уфе на сегодня в аварийном состоянии из-за карстовых процессов находится около 50 домов. Более того, некоторые дома даже приходится сносить.
— Есть ли признаки, по которым можно понять, где будет провал?
— Очевидных признаков нет. Нельзя четко сказать, когда и где это произойдет, — подчеркнул собеседник «Электрогазеты». — Поскольку карст залегает глубоко, основная проблема состоит именно в непредсказуемости. Поэтому и необходим масштабный мониторинг. Опять же, люди сами увеличивают эту опасность. Есть понятие техногенного влияния (инженерные коммуникации, промышленные выбросы и т.п.) благодаря которому активность карста резко усиливается. Определенная корреляция есть и с погодой. Так, в Башкирии прошлое лето было очень дождливым, что в определенной степени повлияло на карстовые процессы. Вероятно, что именно дождливое лето-2024 и спровоцировало рост числа провалов этой весной, поскольку эффект от большого количества осадков обычно отложенный.
— Какие территории наиболее опасны, и есть ли в Уфе места, где можно строить безо всякой опаски?
— В 1993 году была составлена карта закарстованности Уфы (обновлена в 2019 году). Если изучить эту карту, становится ясно, что около 50 процентов территории столицы находится в зоне риска, — пояснил Рафил Абдрахманов. — Так, велика вероятность образования карстовых воронок на Уфимском шоссе, в Черниковке. Если говорить о конкретных локациях, есть очень яркие примеры закарстованности столицы. К примеру, это пустырь на улице Округа Галле (напротив автовокзала), где ранее располагался Дом пенсии. Карстовые провалы на этом месте появляются с завидной регулярностью. Здание покрылось трещинами, его пришлось снести. Строить на этом месте нельзя. Еще одна проблемная территория — Уфимский карстовый косогор — часть правого склона реки Белой в Уфе, расположенная вдоль железной дороги Самара-Челябинск. Это, можно сказать, классические примеры развития карста.
А вот в числе безопасных районов можно выделить проспект Октября.
Как подчеркнул профессор, в республике проведена очень масштабная работа по созданию карты закарстованности всей Башкирии. При ее подготовке использовались данные геологических и космических съемок, а также информация от населения. Работа над картой велась в течение пяти лет. В настоящее время карта закарстованности Башкирии готовится к печати.