В Башкирии продолжаются громкие задержания чиновников. На прошлой неделе под следствием оказалась экс-председатель Госкомитета РБ по молодежной политике Яна Гайдук. Она обвиняется в превышении должностных полномочий при ремонте Дома молодежи.
В мае был задержан бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Александр Клебанов. Его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Он, будучи членом Совета директоров «Башкиравтодор», потребовал пять миллионов рублей от компании-грузоперевозчика.
К слову, в этом году мощная волна арестов прокатилась по всем российским регионам. Так, только в мае-июне были задержаны замгубернатора Краснодарского края Сергей Власов, замначальника управления ФСИН по Московской области Владимир Талаев, первый вице-мэр Орла Вадим Ничипоров, глава управления Федеральной налоговой службы Ростовской области Андрей Мосиенко и др.
Почему столько задержаний? Как отмечают эксперты, в стране усилилась борьба с коррупцией. Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию отметил, что у власти не должно остаться нечистых на руку людей. Глава государства потребовал от прокуроров строго наказывать казнокрадов.
— Да, борьба с коррупцией — это общефедеральный тренд, — отмечает директор Института стратегических исследований Владимир Савичев. — Президент России не просто потребовал усилить работу, он внимательно следит за исполнением поручения.
Как говорит управленческая наука, не бывает такой системы, в которой не было бы коррупции. Вопрос в том, насколько государственная власть способна ограничить коррупционные проявления. Помните фразу Глеба Жеглова после поимки жуликов: «А ты ему скажи, что у них в Англии не меньше нашего воруют, а уровень преступности в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать»?
Глава республики Радий Хабиров входит в команду президента и, конечно же, эту задачу, которая касается каждого региона, он реализует. И мы видим его жесткое бескомпромиссное отношение к тем людям, которые общенародное достояние превращают в средство личного обогащения. Радий Хабиров неоднократно заявлял, что в его команде не место казнокрадам и взяточникам.
Но здесь нет огульного обвинения людей. Каждое обвинение достаточно основательно подкрепляется документами.
Кроме того, как подчеркивает эксперт, на борьбу с коррупцией есть запрос общества.
— Запрос, который есть у общества, справедливый, потому что речь идет о бюджетных средствах. Мы платим налоги и ожидаем решения очень важных для всего общества задач: строительства дорог, детских садов, школ, поликлиник и т.д. Поэтому у людей правомерное требование: те, кто облечен полномочиями распоряжаться бюджетными деньгами, принимать какие-то работы, сделанные на бюджетные деньги, должны нести ответственность.
Однако, как отмечает Владимир Савичев, не всегда в нарушениях есть злой умысел — похитить бюджетные средства или обогатиться за счет взятки.
— В одном случае мы видим, что в результате коррупционных проявлений нет построенного объекта, а деньги на сторону уведены. В другом случае бывают документальные нарушения, не связанные напрямую с тем, что человек получил личное обогащение. Речь идет о небрежно оформленных документах, пробелах в знаниях законодательства — формально есть основания полагать, что деньги потрачены неэффективно, не по целевому назначению. То есть нарушение есть, но никакого умысла на обогащение не было. Просто человек неправильно истолковал ситуацию. Поэтому суд должен взвесить все доказательства и разобраться в ситуации.
В случае же, когда имеются неопровержимые доказательства, то есть обвиняемый имеет необоснованный доход, принимаются кардинальные кадровые решения. Люди лишаются своих постов и, соответственно, получают судебные решения и сроки, которые предусмотрены законодательством.
Такие чиновники выбывают из управленческой команды, Глава Башкирии не покрывает их. Яркий пример тому — арест Руслана Казыханова. Он был выведен из наблюдательного совета Евразийского НОЦ и лишился статуса советника Главы РБ. Сменилось руководство и в АО «Башспирт», где генеральным директором был назначен Раиф Абдрахимов — заместитель премьер-министра правительства РБ. Затем и увольнение Александра Клебанова, по которому были неопровержимые доказательства преступления в целях личного обогащения.
Но нельзя сказать, что республика поражена коррупцией. Этого, конечно, нет. Есть отдельные коррупционные проявления, которые доказаны, и по которым имеются судебные решения.
— А дело Беляева и Кучарбаева имеет отношение к коррупции?
— В судебном решении обозначено — не доказано, что было личное обогащение. Речь шла о том, что ввод объекта — очистных сооружений — в эксплуатацию был оформлен с определенными процедурными нарушениями. Объект важен и нужен, и он был введен. И расходы на него были в соответствии с нормативными аспектами.
В данном случае злую шутку сыграли небрежность, торопливость. А такого быть, конечно, не должно.
И так сойдет, мол, задним числом все решим — такой подход, к сожалению, встречается в практике. Есть прецедент, когда в Шамонино построили школу и только потом хватились, что документ на землеотвод не оформлен. Это лучшая школа в районе, там проводят ЕГЭ, а ученики не могут получить аттестат, потому что по документам школы нет…
Этот факт еще раз говорит о том, что нужно повышать квалификацию всех чиновников, чтобы они понимали всю меру ответственности за каждую подпись, за каждое процессуальное действие. Если в законе есть такая норма, значит, нравится она или не нравится, ее нужно выполнять. Деньги любят счет, и в документах должен быть порядок. Если что-то не знаешь, подучись. Недопустим здесь подход — авось и так сойдет. Это урок для всех высокопоставленных лиц, что надо быть профессиональным, очень аккуратным, иначе по тебе самому это и ударит, — подытожил эксперт.
Депутат Госсобрания РБ Шамиль Валеев отмечает, что нынешним чиновникам приходится туго, им не позавидуешь — «для того, чтобы что-то сделать, недостаточно получить приказ или согласование «сверху» и с кавалерийской удалью броситься на реализацию проекта или решение проблемы».
— Надо еще соблюсти все регламенты и процедуры, провести все конкурсы. Нужен хороший юрист и бухгалтер рядом. В этих условиях — когда чиновник между молотом и наковальней — позиция Главы Башкортостана: «чистые руки — гарантия доверия» имеет важное значение для правильного воспитания элит. Добросовестная ошибка не является преступлением против государевой службы. Я прекрасно помню, как иные высокие руководители прежних лет технично сдавали своих подчиненных как стеклотару, если те попадали в поле зрения силовых структур, даже выполняя прямой приказ. Это очень плохо для системы управления: незащищенный и предаваемый сверху чиновник ищет сначала бумажку, чтобы прикрыться и не сделать и крайнего, чтобы поделиться ответственностью. В таком режиме мы Башкортостан 3.0 не построим. Потому Радий Фаритович берет на себя ответственность за честно ошибающихся и не берёт за тех, кто берёт, и тому есть доказательства.