Итоги мартовских референдумов 1991 и 2014 годов стали «зеркалом» настроений в обществе.
Референдуму 1991 года предшествовала перестройка, стартовавшая с приходом к власти в марте 1985 года Михаила Горбачева. Ровно через шесть лет он был избран президентом СССР, а еще через год состоялся референдум, в повестке которого самым главным вопросом было сохранение Советского Союза в виде федерации равноправных суверенных республик. Тогда мало кто представлял, как это будет на деле и к каким изменениям может привести волеизъявление граждан. В референдуме приняли участие 80 процентов от числа, включенных в бюллетени для голосования. Утвердительно ответили 76,4 процента. И только 15 марта 1996 года российский парламент принял постановление, в котором отмечалось, что результаты референдума сохраняют юридическую силу.
16 марта 2014 года был проведен еще один общенародный референдум, решивший судьбу огромного количества людей. Большинство жителей Крыма (свыше 90 процентов голосовавших) сделали свой выбор в пользу добровольного вхождения республики в состав России. Спустя два дня президент РФ подписал документ, ратифицирующий волеизъявление народа.
По прошествии стольких лет возникает несколько вопросов. Во-первых, почему в 1991 году правительство не смогло сохранить государство, опираясь на результаты референдума? Во-вторых, возвращение Крыма в состав России и другие интеграционные процессы на постсоветском пространстве стоит ли рассматривать как исправление ошибок руководства СССР?
Секретарь Межпартийного Совета Башкирии Максим Божко, анализируя события, которые предшествовали распаду СССР, обратил внимание на несколько принципиальных моментов. Во-первых, произошло ухудшение экономической ситуации в стране, что, безусловно, связано с падением цены на нефть и с увеличением числа ошибок в управлении государством, которые привели к системному кризису. Следствием неверных решений стали распад системы СЭВ, который ограничил возможности национальной валюты советского государства и сферы ее влияния, нарастающий дефицит в магазинах, усиливший негативное отношение к государственной власти. Вывод войск из Афганистана лишил веры в боеспособность Советской Армии.
Проблемы увеличивались, как снежный ком. В результате референдум, инициируемый народом, стал движением в сторону возрождения гражданского общества, однако дезинтеграционные процессы, кризис государственного управления помешали ему сформироваться.
Полной противоположностью референдума 1991 года стало волеизъявление жителей Крыма 16 марта 2014 года. Власти республики поддержали выбор своего народа, обеспечили гармоничную интеграцию жителей и правовую прозрачность вхождения территории в состав России.
Руководство России сделало шаг навстречу жителям Крыма, поддержало, предоставило политическую защиту и обеспечило безопасность людей.