Председатель Совета директоров АО «Башинформ», член Общественной палаты РФ Ростислав Мурзагулов прокомментировал ситуацию вокруг разработки шихана Куштау в Башкирии. Напомним, у подножия горы проходят протестные акции. Одна часть активистов выступает за сохранение шихана и против его разработки, вторая требует возобновление геологоразведочных работ на Куштау.
— Ситуация вокруг Куштау очень простая, — отметил Ростислав Мурзагулов. — В Стерлитамаке работает предприятие — Башкирская содовая компания. Очень прибыльное. Запасы подходят к концу, но по соседству есть еще пара холмов, где сырье (известняк) есть. Где бизнес — там конкуренция. Некая группа предпринимателей, близкая к прежней власти Башкирии, решила, что сверхприбыли ей тоже не помешают, а потому оформила неподалеку, на Гумеровском ущелье (место даже покрасивее Торатау и Куштау, на мой взгляд), месторождение известняка на себя. А БСК было сказано — закрывайте свою лавочку, либо продавайте ее нам — за очень недорого. Либо покупайте у нас Гумеровское месторождение — за очень дорого. Потому как соседние холмы мы вам освоить не дадим. Мы организуем вам там народные протесты.
Все так и произошло, народ вышел на протестные акции. Одних подкупили, других, романтически настроенных, убедили в том, что шиханы священны. Все 80 штук имеющихся в Башкирии. А, ну да, кроме Гумеровского ущелья — оно вообще ни разу не священное. В общем, шло у них все очень хорошо. Еще немного, и БСК бы никуда не делась. Купила бы за дорого, или продала за дешево.
Однако произошло непредвиденное — власть в республике поменялась. Главой Башкирии стал Радий Хабиров, который одинаково, без большой любви, относится и к владельцам БСК, и к владельцам Гумеровского месторождения. Однако, руководитель республики понимает, что если содовую компанию поменять на «гумеровцев», несколько лет содовое производство работать не будет. Это означает, что бюджет республики недополучит ежегодно по десять миллиардов рублей.
Радий Хабиров, естественно, говорит, что шихан Торатау — действительно сакральное место, но о Куштау такого он отродясь не слышал, хотя и рос в этих местах. Холм, как холм, таким он всегда и был. И согласился с решением комиссии Козака — Торатау не трогать, а Куштау разрешить разрабатывать. При этом в целях компенсации ущерба, который будет нанесен природе, обязать владельцев БСК ежегодно перечислять в бюджет еще по 700 миллионов рублей.
— Но владельцы Гумеровского месторождения — ушлые ребята, — добавил Ростислав Мурзагулов. — Они решили-таки организовывать народный гнев до конца. Пошили экстремистам из «Башкорта» трехкилометровый красивый флаг Башкирии, выдали деньги на заказные статьи в интернете и отправили собирать народ на защиту новоявленного сакрального холма. Вот и вся история. Вам правда хочется в этом всем участвовать?
Запретим в Башкирии делать соду? Ага, давайте. А еще запретим добывать нефть, запретим автотранспорт (загрязнитель тот еще), ну, и запретим человека (от него вообще 90 процентов мировой фауны погибло). Вы серьезно? Умные и милые люди, поддерживающие весь этот бред — придите в себя, пожалуйста.