О том, как выдержали проверку наблюдатели на голосовании по поправкам в Конституцию России, сообщило руководство Общественной палаты Башкирии.
— У нас везде были грамотно обученные наблюдатели и члены избирательных комиссий. На участках я задавал различные вопросы, иногда провокационные, — заявил заместитель председателя Общественной палаты Башкирии Олег Галин на пресс-конференции в агентстве «Башинформ». — Моей целью было понять — как будут действовать члены комиссии, общественные наблюдатели. Например, спрашивал, что если избиратель на инвалидной коляске заедет на участок и не сможет проехать порог, подняться по лестнице, вы ему поможете закатить коляску? Были моменты, когда люди говорили: конечно, поможем. Но, в основном, все понимают, что ни члены избирательной комиссии, ни общественные наблюдатели не могут прикасаться к избирателям. Также они не могут разъяснять избирателям их права. Это могут расценить как агитацию. А при оказании помощи инвалиду могут обвинить, что бюллетень или пачку бюллетеней передали. Таких ситуаций нужно избегать. Для этого есть сотрудник правоохранительных органов, к которому обращаются члены участковой избирательной комиссии или общественные наблюдатели, а тот уже принимает решение по обстановке. Он или специализированную помощь приглашает, или сам может помочь.
На многих участках были «волонтеры Конституции», которые где-то помогали, где-то разъясняли. Они не имеют отношение к избирательному процессу, поэтому имеют право на такие действия. На каждом участке был экземпляр федерального закона о поправках в Конституцию России.
— Были граждане, которые приходили в день голосования и спрашивали, что происходит, просили объяснить и рассказать, — подчеркнул некорректность действий некоторых граждан Олег Галин. — Объяснять, рассказывать нельзя, потому что это будет воспринято как агитация. В результате выдавалась эта брошюра, и человек мог спокойно ознакомиться с поправками. Для этого было отведено специальное место.
Председатель Общественной палаты России Ольга Панчихина привела пример, когда в Демском районе Уфы по просьбе избирателей члены участковой комиссии выехали в садовое товарищество. Однако избиратели проголосовать на месте не смогли: они заранее не написали заявление, что будут голосовать в другом месте.
— Мы объяснили на участке, что должно быть либо открепление, либо нужно голосовать по месту жительства. Но так как к ним пришли 25 и 26 июня, у людей была возможность все-таки выехать в Уфу и проголосовать по месту прописки, — рассказала Ольга Панчихина.
Глава Общественной палаты Башкирии отметила, что с 25 июня по 1 июля в колл-центр по рассмотрению обращений граждан во время голосования поступило 114 обращений, в которых, в основном, жители Башкирии спрашивали местонахождение избирательного участка, информацию о голосовании на дому и онлайн.
— Серьезных организационных сбоев в ходе голосования не зафиксировано, — подвела итоги работы наблюдателей Ольга Панчихина, отметив, что 1 июля сотрудники Общественной палаты РБ оперативно выезжали на 29 участков и существенных недостатков, замечаний не выявили.
По информации Центризбиркома Башкирии, с 25 июня по 1 июля на избирательных участках республики работали 49 676 общественных наблюдателей. Из них 30 процентов представляли политические партии; пять — некоммерческие организации, остальные были самовыдвиженцами.