Все новости
Общество
17 Марта 2020, 18:40

Как можно сохранить старинную архитектуру Уфы?

В чем причина бедственного положения многих уфимских домов-памятников, и какие здесь можно найти решения?

Фото Валерия Шахова.
Фото Валерия Шахова.
После пожара в расселенном доме-памятнике Уфы усадьбе Бухартовских (ул. Аксакова, 48), члены Союза по правам человека при главе Башкирии, известные общественники и неравнодушные уфимцы выступили с серией одиночных пикетов в защиту разграбленной, а затем сгоревшей усадьбы и других памятников старины. «Памятник архитектуры – власть отвечает за этот пожар», «Прокурор! Где посадки за уничтожение памятников истории?» — с такими лозунгами выступили жители города.

Электрогазета попыталась ответить на вопрос — в чем причина бедственного положения многих уфимских домов-памятников, и какие здесь можно найти решения.

Сохранение без бюджета

Наполовину сгоревшая усадьба Бухартовских в 2018 году была расселена и передана в муниципальную собственность. Однако не было предпринято никаких мер не только по реставрации, но и элементарной консервации расселенного дома. Он стал пристанищем бомжей и других асоциальных элементов, которые, скорее всего, и устроили в нем пожар. В отличие от чиновников, горожане проявили участие к судьбе одного из самых красивых деревянных домов Уфы и несколько раз проводили в нем субботники, вывозя пожароопасный мусор.

Собравшись на экстренное совещание после пожара в усадьбе Бухартовских, чиновники мэрии озвучили свой рецепт решения проблемы — продать останки усадьбы за один рубль.

Сам памятник состоит из двух зданий — флигеля и главного дома. В январе уже выставлялось на продажу право аренды на 25 лет здания флигеля площадью 288 квадратных метров. Торги не состоялись из-за отсутствия заявок. Начальная цена арендной платы оценивалась на торгах в 623 тысяч рублей в год. После реставрации муниципалитет предлагал арендатору снизить аренду до 1 рубля за квадратный метр.

Теперь готовятся документы для проведения торгов для приватизации, а по факту продажи памятника в собственность покупателя по символической цене 1 рубль.

Возникает вопрос — что будет, если покупателей вдруг не заинтересует построенный более ста лет назад ветхий и полусгоревший деревянный дом, который по закону можно только отреставрировать? Не так давно администрация Уфы официально заявила, что не планирует выделять средства на реставрацию принадлежащих городу памятников архитектуры, как минимум до 2022 года. И если останки усадьбы за рубль не купит инвестор, она продолжит разрушаться, а, возможно, просто сгорит. И такая судьба типична для многих уфимских памятников архитектуры.

Нерабочая схема

Всего в Уфе находится 874 объекта культурного наследия, из которых 330 включены в реестр, а 544 относятся к категории выявленных. По данным Управления по госохране объектов культурного наследия РБ, в реставрации нуждается около 60 процентов уфимских памятников архитектуры. В собственности администрации города находится 33 памятника архитектуры, в том числе один федеральный, 18 регионального значения и 14 выявленных. Состояние 16-ти из них, в том числе Вахмянинской бани и Дома Тихониных, оценивается, как неудовлетворительное.

Число принадлежащих городу домов-памятников будет расти, поскольку после расселения жильцов по программам ликвидации ветхого жилфонда такие объекты не сносятся, а, как правило, переходят в собственность муниципалитета. Общественные организации неоднократно сообщали, что после расселения исторические дома подвергаются мародерству и начинают разрушаться в ускоренном темпе, поскольку никто не проводит их консервацию.


Вкладывать деньги в сохранение принадлежащих городу памятников не планируется, вопрос будет отдан на откуп инвесторам, для которых разработана специальная схема. Согласно ей, три первых года инвестор реставрирует здание-памятник и платит в бюджет арендную плату по результатам торгов, а после ввода в эксплуатацию - один рубль за квадратный метр в месяц. Договор заключается сроком на 25 лет. Максимальный срок реставрации составляет три года, в том числе год – на проведение проектных работ, а два — на реставрацию. Нарушение каждого из сроков может стать основанием для одностороннего расторжения договора аренды.

Такая схема действует в Уфе с 2013 года, и пока не дала существенных результатов. Инвесторы не проявляют интереса к реставрации зданий-памятников из-за сложности и дороговизны такого процесса, кроме того, расположение и планировка исторических домов часто не позволяют эффективно использовать объекты в коммерческих целях. Предпринимателям гораздо проще и дешевле купить или взять в аренду офис в оборудованном всем необходимым бизнес-центре, а не мучится с реставрацией, которая не обязательно даст положительный результат с точки зрения бизнеса.

Положительный опыт

В декабре прошлого года в Уфе была создана рабочая группа по вопросу сохранения исторического облика города, в состав которой вошли депутаты Горсовета, представители администрации и профильных ведомств. Пока в этом вопросе нет никаких заметных подвижек, хотя возможности исправить ситуацию есть. Опыт других регионов показывает, что решение проблемы сохранения объектов старины можно ускорить несколькими путями.


Один из них — прямое бюджетное финансирование. Выделяя хотя бы по 100 миллионов рублей в год, можно обеспечить надежную консервацию расселенных домов-памятников и реставрацию нескольких из них. Деньги можно взять из активно реализуемых в городе проектов реконструкции общественных пространств. Какой-нибудь парк или сквер вполне может постоять без фонтана и мощеных плиткой дорожек, а формирующая уникальность Уфы историческая архитектура, особенно ее деревянные здания, разрушается буквально на глазах и вскоре может быть потеряна безвозвратно. В отреставрированных зданиях-памятниках можно размещать отделы бюджетных и общественных организаций, а занимаемые ими ранее помещения продавать, получая средства для дальнейших работ.

Но наиболее действенным вариантом может стать предоставление права коммерческой застройки в историческом центре только с условием обязательной реставрации памятников архитектуры. Причем застройщик должен сначала привести в порядок исторический объект, и только потом начинать осваивать выделенную площадку. В центре возводится в основном жилье премиум-класса и удорожание квадратного метра, скажем, рублей на 500 не скажется на покупателях, готовых отдавать за элитные квартиры по несколько миллионов.

Удачным примером такой работы можно назвать реставрацию двух домов усадьбы Соловьева, которую по своей инициативе сделал уфимский ИСК, застраивая исторический квартал возле музея Нестерова.



Автор:Красин Николай
Читайте нас: