О планах строительства в Уфе дельфинария стало известно в сентябре прошлого года. Компания «Водный мир» вынесла на «Инвестчас» в городской администрации проект океанариума с дельфинарием. Администрация проект поддержала. Однако публичные слушания, проведенные 15 ноября по проекту, переименованному в «научный экоцентр образования и абилитации», обернулись скандалом.
3 февраля этого года протестующие передали коллективное обращение в приемную администрации и Главы республики с подписями 4240 человек против строительства объекта с использованием дельфинов в любых целях. 6 февраля коллективное обращение передали Главному федеральному инспектору по РБ Михаилу Закомалдину. 7 февраля обращение послали в Москву председателю комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову.
Ранее со столь активным коллективным противодействием сталкивались проекты строительства трамвайных путей в лесу вдоль улицы Блюхера и завода «Кроношпан» в Шакше. Первый не был реализован, но не из-за протестов, а в силу чисто экономических причин. «Кроношпан» был успешно построен и работает несколько лет. О том, что может ждать проект дельфинария и насколько обоснован протест, решила выяснить «Электрогазета».
Не так давно администрация Уфы ответила на вопросы агентства «Башинформ» о состоянии и перспективах проекта научного экоцентра образования и абилитации, под которым теперь понимается дельфинарий. На вопрос — планирует ли «инвестор сохранить в проекте заявленные ранее инфраструктуру для содержания и публичных демонстраций выступлений дельфинов, а также создание океанариума» мэрия сообщила, что «о каких-то цифрах, параметрах и бизнес-планах говорить рано, на данном этапе ведется обсуждение с инвестором об изменении проекта полностью».
Также было отмечено, что планируется строительство многопрофильного объекта, в котором, помимо абилитации, будет и реабилитация, создадут кафедры медицинских и педагогических вузов. Сообщается, что разработка проекта еще не стартовала, разрешительная документация на начало работ не выдана.
Подытожив сказанное, можно сделать вывод, что пока проект находится в подвешенном состоянии. Вполне возможно, инвестор полностью откажется от него и предпочтет работать в другом городе с более лояльными жителями. С чисто юридической точки зрения, проведенные публичные слушания или обсуждения любого представленного на них проекта носят исключительно рекомендательный характер. То есть городские власти и инвестор имеют полное право как учесть их результаты и изменить проект, так и полностью проигнорировать. Окончательное решение об утверждении или отклонении проекта принимает Городской совет Уфы. В случае положительного решения Горсовета никакие общественные протесты не будут иметь юридической силы.
Любой массовый общественный протест должен иметь свою логику. Обычно ее диктует ущемления чьих-то интересов. Против строительства трамвайных путей в лесу выступили жители близлежащих домов, не желавшие терять удобное место для прогулок. Строительству «Кроношпана» сопротивлялись жители окрестных поселков, из-за якобы вредных выбросов производства и страха ухудшения экологии.
В этом плане протест против дельфинария абсолютно нелогичен — он не затрагивает ничьих интересов. Объект предлагается строить только за счет частного инвестора на свободной от обременений абсолютно пустой площадке.
Наиболее странно выглядит единственный логический аргумент противников проекта о защите дельфинов. Совсем недавно передвижной дельфинарий несколько лет работал в Уфе, на углу улиц Жукова и Новоженова и не вызвал вообще никаких протестов. Не слишком понятен и выбор в качестве объекта защиты именно дельфинов, а не живущих в Башкирии медведей, лосей, волков, лис и других животных нашего региона. В уфимском парке Лесоводов Башкирии уже несколько десятилетий существует вольер Горзеленхоза, где содержатся и, вероятно, терпят невероятные страдания десятки представителей местного животного мира. Было бы логично вместо выступлений против несуществующего пока дельфинария в первую очередь добиваться закрытия вольера Горзеленхоза и выпуска диких животных в естественную среду.
Следуя той же логике, стоит добиваться закрытия в Башкирии всех животноводческих ферм, где животные растут на убой в страшно стесненных условиях. Или требовать наложить мораторий на происходящий в нашей республике ежегодный забой тысяч лошадей, которые по интеллекту и уровню взаимоотношения с человеком как минимум не уступают дельфинам. Но, по непонятным причинам, приступ необъяснимой жалости вызывают только последние.
Активный протест против строительства дельфинария тысяч людей, которых сложно заподозрить в массовом помешательстве, все же должен иметь свою логику. И она есть. В их сознании четко действует алгоритм: проект нужен заинтересованному частному бизнесу, который поддерживают власти. И те, и другие ежедневно дают массу поводов для недовольства. Мы обвиняем коммерсантов, приходя в магазин с постоянно растущими ценами, с трудом оплачивая ипотеку или квитанции ЖКХ. Власти вызывают раздражение неубранным снегом, ростом тарифов, бюрократией да много чем еще. И это характерно не только для Уфы, но практически любого города любой страны мира. В наш век гласности и интернета стоит появиться какому-то активно раскручиваемому информационному поводу, как даже самый надуманный и нелогичный протест тут же уходит в массы. Хотя большинству недовольных в глубине души абсолютно безразлична судьба тех же дельфинов. Гневные посты в соцсетях и поддержка электронных петиций — лишь способ выпустить скопившийся «эмоциональный протестный пар».
«Наше «фейсбучное» сообщество — нервное существо. Очень много эмоций непроверенных и желания показать себя и «поднять хайп», — прокомментировал ситуацию Глава республики Радий Хабиров.
Вполне вероятно, что, столкнувшись с противодействием, инвестор решит строить дельфинарий и океанариум в другом месте. Что в этом случае потеряет Уфа и в целом Башкирия? Прежде всего, миллионы рублей инвестиций и сотни рабочих мест. Как показывает практика, познавательно-досуговые центры, где демонстрируются обитатели подводного мира, вызывают большой интерес посетителей, особенно в регионах, далеких от морских берегов. Дельфинарий и океанариум, несомненно, станут центрами притяжений и одной из главных достопримечательностей Уфы. Взрослые и дети получат возможность собственными глазами увидеть морских обитателей, которых раньше знали только по картинкам и фильмам. Естественно, такой объект, будет серьезным источником налоговых поступлений в местный бюджет.
Главное, о чем забывают протестующие и о чем не забыл упомянуть Радий Хабиров, комментируя скандал на публичных слушаниях, это то, что дельфинов, выступающих в дельфинариях, не ловят в океане. Они родились и выросли в неволе и просто не выживут, оказавшись в дикой среде. То же самое касается практически всех животных из зоопарков, вольеров и цирковых групп.
Выпустить их на волю — значит просто убить. Общение с человеком, хорошее питание и уход мало напоминают тюремное заключение, а средний срок активной здоровой жизни таких диких животных обычно намного выше, чем в природной среде. Хочется верить, что протестующие против дельфинария, наконец, прислушаются к голосу разума, а проект будет реализован.