В канун Рождества перезвон колоколов призовет верующих на начало торжественной службы — по православной традиции все праздничные богослужения начинаются с колокольного звона. Сегодня в колокола уфимских церквей звонят не только священнослужители, но и люди мирских профессий. Все большее число храмов получают так называемых «электронных звонарей», — специальное оборудование, где удары в колокол совершают электромоторы, а нужную мелодию воспроизводит компьютерная программа. Но, как и сотни лет назад, колокольный перезвон вдохновляет не только верующих, но и, казалось бы, далеких от церкви людей.
В классической православной звоннице колокола в зависимости от размеров и тембра звучания делятся на три группы: зазвонные, подзвонные и благовестники. Первые задают ритм и темп, подзвонные наполняют мелодию, а благовестники могут рассказать о характере будущей службы. Во время звона сразу или последовательно могут использоваться все колокола, число которых обычно колеблется от пяти до 12. Для управления ими есть специальный пульт. Самые маленькие по размеру — зазвонные — управляются правой рукой, средние — подзвонные — левой, самые большие, благовестники, — правой ногой. Неудивительно, что освоить звонарское ремесло весьма и весьма непросто.
По словам уфимского звонаря Александра, новичкам очень тяжело совершать синхронные движения сразу двумя руками и ножной педалью, приводящей в действие колокола-благовестники. Обычно первые успехи приходят лишь после двух-трёх месяцев упорных занятий.
Специальной школы звонарей в Уфе нет, в основном премудростям профессии набираются от опытных товарищей, добровольно служащих при храмах и церквях. Отработать четкость движений помогает и специальный тренажёр с системой педалей и тяг, полностью повторяющей рабочее место на колокольне.
В русской церковной традиции различают четыре вида канонических звонов: трезвон, перезвон, перебор и благовест. Они не только призывают верующих на молитву, но в зависимости от числа ударов и типа используемых колоколов могут рассказать о характере предстоящей службы. Так, перебор является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. Благовест бывает праздничный, полиелейный, воскресный, будничный и малый (постный).
Отдельно можно выделить роль праздничного колокола. Он располагается на самом нижнем ярусе звонницы, превосходя остальные колокола по размеру и весу. Его мощный басовитый звук можно услышать лишь в большие церковные праздники, на Пасху или по особому благословению настоятеля храма. Самый большой в Уфе праздничный колокол весом около пяти тонн установлен в соборе Воскресения Христова на улице Комсомольской.
Церковные колокола отливают из сплава, содержащего в себе четыре части меди и одну часть олова. Причем для лучшего звучания в нижней части преобладает медь, а олово — в верхней. Поскольку весь советский период колокола в России не отливались, в 1990-е многое пришлось начинать с нуля. Литейное производство освоили московский «ЗИЛ» и питерский Балтийский завод. В 2002-2003 годах ими были изготовлены современные колокола-рекордсмены: 35-тонный «Первенец» и 72-тонный «Царь-колокол». Каждый завод имеет свою строго секретную технологию отливки. Кроме того, колокола, как правило, украшают индивидуальные литые орнаменты и иконы, передающие им глубокий сакральный смысл.
При работе на колокольне есть много важных нюансов, от соблюдения которых зависит не только чистота мелодии перезвона, ни и долговечность службы «вестников православия».
«Когда на улице очень жарко, главное — не переусердствовать в силе звона — язык колокола становится мягким, и на нём может образоваться вмятина, — рассказывают уфимские звонари. — В холода металл, наоборот, становится хрупким, и при сильных ударах в теле колокола могут появиться трещины. Поэтому при низких температурах начинаем работать в медленном темпе, и лишь через несколько минут выходим на привычный ритм».
Вездесущий технический прогресс пришел даже в столь консервативную сферу, как церковные звонницы. На ряде церквей и храмов появились так называемые электронные звонари. Вместо рук и ног обычного звонаря здесь используются электродвигатели или магниты, приводящие в движение ударный механизм. Получить нужное звучание позволяет специальная компьютерная программа. Теперь любой церковный служитель может выбрать в меню программы нужный звон и запустить его одним нажатием клавиши. Такие системы установлены в колокольне Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, московском храме Христа Спасителя. В Уфе ею оснащен кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы на улице Кирова.
Священнослужители неоднозначно оценивают приход электронных звонарей. Некоторые говорят о том, что автоматика способствует утрате традиций и умиранию профессии звонаря, а мелодия звучит без души. С другой стороны, далеко не все храмы могут обеспечить ежедневный звон, ведь на колокольнях часто служат работающие люди. Автоматика же полностью решает эту проблему. По поводу утраты традиций можно сказать, что желающие постичь тайны колокольного звона, найдутся всегда, а значит, профессия звонаря будет жить, пока жива православная вера.