В октябре 2019 года в селе Верескуново Тверской области на плите воинского захоронения обнаружено имя красноармейца из Абзелиловского района Башкирии Григория Гордеева, после того, как местная администрация совместно с краеведами приняла решение реставрировать памятные плиты.
Мне позвонил инициатор реставрации, врач-судмедэксперт, краевед из города Удомля Алексей Серяков. И попросил найти родственников Григория Гордеева, имя которого было обнаружено на памятной плите. Поисками занялась землячка Гордеева Ирина Ягафарова…
Выписка с сайта ОБД Мемориал:
«Гордеев Григорий Павлович, 1910 г.р. Место рождения: БАССР, Абзелиловский р-он, с/з «Красная Башкирия». Красноармеец. Последнее место службы: 50 сбр. Причина и дата выбытия: умер в госпитале от болезни 02.04.1942.
Жена — Гордеева Клавдия Васильевна, Башкирская АССР, Абзелиловский зверосовхоз…».
Алексей Викторович Серяков — врач-судмедэксперт, краевед. Мы познакомились годом ранее в связи с расследованием катастрофы санитарного поезда под Чишмами в 1942 году. Тех раненых принял Уфимский сортировочный госпиталь №3127, которым руководил уроженец Удомли майор Н.Д. Вичин. В надежде найти какие-либо упоминания в документах начальника госпиталя я и позвонила тогда в Удомлю, Алексею Серякову. Нас сразу связали масса общих интересов и дел.
В октябре 2019 года Алексей сообщил, что у них в Удомле (ныне Тверская область, в военных документах — Калининская) принято решение реставрировать к маю 2020 года памятные плиты на воинском (госпитальном) захоронении в с. Верескуново. И сразу обнаружено имя красноармейца Григория Гордеева из Башкирии.
Далее из письма Алексея Серякова: «Многие из солдат, оставшихся лежать на удомельской земле - бойцы 50 ОСБ (отдельной стрелковой бригады), поступали в госпиталь села Верескуново из-под Старой Руссы, оккупированной фашистами 9 августа 1941 года. Все попытки отбить Старую Руссу тогда были безуспешны.
Последние дни жизни Григория Гордеева
Серяков пишет: «Из боевых донесений: 21.02.42. 50 СБР ведет бой... Противник оказывает упорное сопротивление. Потери с 17 по 20.02.42. убитыми 406 чел., ранеными 209 чел…22.03.42. 254 СД совместно с 50 СБР …ведет упорный бой с пр-ком силой до двух пехотных полков с 11 танками… Потери ранеными около 200 чел., о числе убитых сведений не поступало…». Служил Гордеев стрелком, а это матушка-пехота, в свирепые морозы 1941-1942 годов солдаты жили в окопах, погибали не только от пуль, но и от болезней, недостатка питания, плохого обмундирования. В госпитали поступало много заболевших. Среди причин смерти мы видим краткие диагнозы — «Алиментарная дистрофия (сильно недоедали), цинга, энтероколит, пневмония, дизентерия».
Из письма Серякова: «По найденным адресам умерших в госпитале, наш известный удомельский краевед Алексей Намзин стал связываться с администрацией тех населенных пунктов, откуда были призваны солдаты. Стали поступать ответы, редкие и малоинформативные. Ведь столько лет прошло, изменились названия населенных пунктов, исчезло множество деревень. Оптимизма прибавил обнаруженный в краеведческом музее ценнейший альбом из школы с. Верескуново, где среди множества фотографий мы увидели и воинское захоронение в 1980-е 1990-е годы. Узнали, что еще 30-40 лет назад туда приезжали жены и дети умерших воинов. Приезжали издалека – из Сибири, из Украины, чтобы поклониться могилам дорогих для них людей. Сохранилась их переписка с местными школьниками, с учителями». Намзин послал запросы и в газету, и в соцсети Башкирии.
Параллельно Алексей Серяков обратился ко мне, а я — к моей коллеге, замечательному поисковику Ирине Ягафаровой, вспомнив, что она родом из тех же мест, что и солдат Гордеев! Это в 300 километрах от Уфы. И родственники нашлись! Это было как снег на голову, для них он был без вести пропавший, они ничего не знали о месте захоронения Григория. Они сводили Ирину на ухоженные могилы жены его Клавдии, их общего с Григорием сына Александра, привели к дому, откуда Григорий уходил на войну.
Сокрушались, что о судьбе Григория жена и сын так ничего и не узнали. После войны Клавдия вышла повторно замуж. Его тоже звали Григорием, — фронтовик Антипов Григорий Александрович, снайпер, в 19 лет был награжден орденом Красной Звезды. От этого брака у Клавдии родилось трое детей. Большой души человек, Клавдия сохранила в детях память о первом муже, дети были в очень хороших отношениях со сводным братом Александром, который умер в 30 лет от белокровия, будучи ликвидатором радиационной аварии на реке Теча.
Ирина за годы поисков встречалась с разным отношением к найденному солдату, в том числе обескураживающим безразличием очень близких родственников. И потому была впечатлена тем, как отнеслись к истории Григория эти люди, не будучи кровными родственниками, как близко к сердцу приняли новость о судьбе первого мужа матери, особенно дочь Клавдии Нина Смяткина (Антипова). Она и рассказала Ирине историю их семьи.
Интересно, что и внук Клавдии имеет отношение к военному поиску! Сижу, и мурашки не отпускают, — писала мне Ирина сообщение с малой родины солдата Гордеева - Алексей везет из Удомли землю с захоронения Григория на могилки его жены и сына, через 77 лет соединим людей через горстку земли...»
В конце октября Алексей Серяков приехал в командировку в Уфу на конференцию по судебной медицине, и мы с Ириной встретились с ним. Ирина показала нам довоенную фотографию, где Клава и Гриша рядом, счастливые, нарядные, фотографию дома, который и сейчас стоит на юге Башкирии, где жили они и сын их Сашок, отсюда Григорий уходил на войну. Алексей передал Ирине горсть земли из братской могилы села Верескуново, и она пообещала в ближайшее время привезти ее на могилы жены и сына солдата. Очень хотел Алексей услышать голос родственников солдата, и Ирина позвонила дочери Клавдии Нине Смяткиной, состоялся волнующий разговор, Нина Григорьевна плакала и благодарила... Я с любовью и гордостью смотрела на взволнованных Ирину и Алексея, моих товарищей по поиску, вспоминала неизвестного мне краеведа Намзина, благодаря которым имя солдата Гордеева не ушло в небытие.
Наш земляк, рядовой Григорий Гордеев погиб в начале войны, в боях за Старую Руссу, это было ещё так далеко до Берлина... Но без тех, кто погибал в первые месяцы и годы войны, вставая на пути врага, не было бы и победы 9 мая 1945 года.
P.S. В братской могиле с. Верескуново похоронен ещё один уроженец Башкирии — гвардии старший сержант Егоров Михаил Дмитриевич, 1911 г.р., член ВКП (б). В конце марта 1943 года он был награжден медалью «За боевые заслуги». В документах есть описание подвига: «15.03.1943 г. в бою за д. Липно первым ворвался в блиндаж противника и уничтожил одного фашиста. 19.03.1943 г. в бою за д. Новое Село первым форсировал реку Редья и уничтожил двух снайперов. По окончании боя вынес 4-х раненых». А 14 апреля 1943 года, через месяц после описываемых событий, он поступил в госпиталь № 2720 с диагнозом — «Алиментарная дистрофия, энтероколит, авитаминоз «С». Умер от болезни 18.06.1943 г.
В тот вечер нам с Алексеем и Ириной удалось установить еще несколько уроженцев Башкирии, погибших и умерших в госпиталях на Удомельской земле. Публикую их имена с надеждой: а вдруг откликнется кто-то из родственников солдат. Не исключено, что кто-то в военную пору не получил или затерял извещения военкоматов.
В документах найдены противоречивые данные, требуются правки.
Уманцев Илья Петрович, родился в 1916 году, призван Стерлитамакским РВК, БАССР.
Последнее место службы: Северо-Западный Фронт, 930 сп, сержант, умер от ран 23.12.1941 г.
Перезахоронен : г.Удомля, парк Победы.
Сергеев Алексей Иванович, 1924.
Место призыва: Уфимский ГВК, БАССР, г. Уфа.
312 сп, красноармеец. Умер от ран 11.03.1943. Госпиталь ЭГ 3475 ФЭП.
Первичное место захоронения: Калининская обл., ст. Удомля, с. Троица.
Барашов Григорий Иванович, 1906.
Место рождения: БАССР, Уфимский р-н, д. Косиможа
Место призыва: Уфимский РВК, БАССР.
Калининский Фронт. 21 упр. оборон.строительства, рядовой. Умер от болезни 05.03.1943.
Первичное место захоронения: Калининская обл., Удомельский р-н, с. Удомля.
Яфаев Галий Ахметович, 1903. БАССР, г. Уфа, ул. Зенцова.
Место призыва: 12.1941, Ждановский РВК, БАССР, г. Уфа.
Калининский Фронт, 371 сд , Военком 445 осб, ст. политрук. Убит 03.02.1942.
Место выбытия: Калининская обл., Удомельский р-н, Ножкинский с/с, д. Ножкино.
Кобыленков Николай Андреевич, 1903. БАССР, г. Стерлитамак.
Место призыва: 1941, Стерлитамакский РВК.
КалФ, 445 отд. саперный батальон 371 сд. Политрук. Убит 03.02.1942. Есть другая информация — выбыл 7.01.1943, находится в Доме инвалидов, получает пенсию.
Место выбытия: Калининская обл., Удомельский р-н, Ножкинский с/с, д. Ножкино.
Горшков Петр Васильевич, 1911.
Место рождения: БАССР, Дюртюлинский р-н, с/с Дердюлинский (так в документе).
Место призыва: Дюртюлинский РВК.
46 сд. Убит 23.12.1941. Жена Горшкова Антонина.
Первичное место захоронения: Калининская обл., Удомельский р-н, д. Троицкое, северная окраина.
Садыков Мукис (Мунир) Садыкович, 1917. БАССР. Белорецкий р-он.
126 тбр (танковая бригада), лейтенант. Командир пулеметного взвода.
Причина выбытия: убит 20.09.1941.
Место выбытия: Калининская обл., Удомельский р-н, д. Мосты, северная окраина.
Егоров Михаил Дмитриевич, 1911. г. Уфа, ул. Достоевского, 109-4.
Дата и место призыва: Кировский РВК, БАССР, г. Уфа.
Западный Фронт, 3 сп, ст. сержант, умер от болезни 18.06.1943.
Первичное место захоронения: Калининская обл., Удомельский р-н, с. Верескуново.
Годольшин (Гадельшин) Абдулла Бахтиярович, 1898. Уфимская обл., (так в документах) Стерлитамакский р-н.
Дата и место призыва: БАССР, Уфимская обл.
Сев.-Зап.Фронт, 877 сп, красноармеец, умер 14.04.1943.
Первичное место захоронения: Калининская обл., Удомельский р-н, с. Троица.
Перезахоронен в г. Удомля, Парк Победы.