В Башкирии ежегодно выделяются деньги на развитие внутреннего туризма. Замечают ли сами туристы, которые часто и много путешествуют по республике, какие-то существенные изменения? Или у нас действительно ничего не меняется, и государственные деньги тратятся впустую?
При подготовке к круглому столу «Какое будущее у внутреннего туризма Башкирии?» «Электрогазета» поинтересовалась у путешественников из Башкирии, в каком направлении развивается внутренний туризм, и видят ли они какие-то положительные сдвиги.
Роберт Валеев, путешественник автор проекта «Trekkingmania»:
— Положительные изменения есть. Их видно при посещении национальных парков в Башкирии и в Челябинской области. То есть изменения видны там, где люди занимаются делом. Национальные парки развивают свои территории, развивают тропы, занимаются благоустройством. Постоянно что-то улучшается, и мне это очень нравится.
Если говорить о поддержке со стороны правительства, то это очень больная тема. Чем бы ты ни начинал заниматься, постоянно возникает стена: не знаешь, к кому обращаться, как обращаться. Постоянно требуются какие-то согласования, приходится писать много писем. То есть нельзя прийти и пообщаться с кем-то из представителей власти. Например, я участвовал в процессе создания национальной тропы, хотел помочь в этом, но мы столкнулись с тем, что наше письмо осталось лежать у кого-то в кабинете. Спустя год на него так и не ответили.
Не хватает поддержки, прямого общения с представителями власти, конкретных действий. Не хватает заинтересованных людей во властных структурах, которые действительно что-то делают, а не просто говорят. Создаются бренды, сайты, каждый новый руководитель создает новые проекты. Они заканчиваются ровно в тот момент, когда заканчивается финансирование. Потому что за этими проектами не стоят заинтересованные люди. Просто выделяются деньги, которые необходимо освоить.
Да что говорить, если в Башкирии даже нет указателей, показывающих на интересные туристические объекты. За этим никто не следит, никто этим не занимается. Не создаются тропы, не оказывается поддержка предпринимателям, которые занимаются интересными туристическими проектами, вроде автобуса в лесу. Люди сами что-то предпринимают, но никакого взаимодействия с властью нет.
Андрей Кузьмин, путешественник, автор проекта «За порогом»:
— Если говорить об изменениях, то за последние год-полтора что-то действительно произошло. Я считаю, что главный бич — это слабая информированность. Люди не приезжают в Башкирию потому, что просто не знают о ней. Я много путешествую и общаюсь с представителями других регионов. Для кого-то Башкирия — это бескрайняя степь, для кого-то — это нефтеперерабатывающие заводы, нефтекачалки. Люди просто не представляют многообразия нашей природы.
Из позитивных изменений. В телеэфире появились сюжеты о природе Башкирии. К нам приезжают федеральные каналы, снимают передачи. Практически все проекты трэвэл-формата в этом году посетили нашу республику. Даже из Испании к нам приезжали. Это очень здорово, в этом направлении можно двигаться.
Если говорить о том, почему к нам не едут туристы, то дело в слабой инфраструктуре, хотя далеко не всем нужны комфортабельные отели, идеальные дороги. Не хватает банальной информации, самых простых табличек с указателями. Если вбить в поисковике «туризм в Башкирии» мы получим десяток разноплановых сайтов, но ни один из них не даст полного ответа. Сделали прекрасный бренд «Terra Bashkiria», хотя кому-то он и не нравится, но у него до сих пор нет собственного сайта. Это самый главный информационный провал. Мы не можем просто вбить в интернете «Башкирия» и получить комплексный ответ на все вопросы. Что говорить о жителях других регионов, если даже жители Башкирии не особо хорошо знают свой родной край.
Игорь Исаев, руководитель туристического клуба «Варяг», Уфа:
— Как турист со стажем, могу сказать, что в Башкирии есть огромный потенциал для развития любого вида туризма: горный, водный, пеший, горнолыжный, спелеологический, велотуризм. И, к сожалению, за десятилетия моего туристического опыта, в том числе организации коммерческих групп, я не вижу никаких изменений. Со стороны государства надо приложить много усилий, что к нам приезжали иностранцы, чтобы жители нашей республики и других регионов путешествовали по Южному Уралу. Сейчас появилось много людей заинтересованных, которые действительно болеют туризмом, болеют своим делом, но своих ресурсов у них не хватает, чтобы грамотно организовать поездки по Башкирии. Государство, муниципалитеты могли бы выделять помещения для туристических клубов. Сейчас даже самые известные клубы скидываются и оплачивают аренду помещений из своих карманов.
Еще в Башкирии абсолютно нет организованных маршрутов. Единственный, который все туристы знают — наш всесоюзный 59-й водный маршрут по Белой. У нас столько сплавных рек: Зилим, Инзер, Белая, Уфа, Нугуш — можно организовать маршруты, зафиксировать их на административном, государственном уровне, выделить предпринимателям участки, на которых они бы построили турбазы или кемпинги. Это бы привлекло много людей на природу. Можно выделять участки на горных и пеших маршрутах.
Также у нас нет никакой рекламы, пиара. Создали бренд «Terra Bashkiria», если честно, я даже не сразу понял, что это и к чему. Даже в Башкирии население не знает, что это за бренд. Нужен хороший, качественный пиар.
Олег Чегодаев, фотограф, путешественник, амбассадор Уральских гор:
— Возможно, развитию туризма на Южном Урале мешает то, что этим развитием занимаются люди, которые никогда сами не занимались туризмом, и им самим было бы не особо интересно поставить себя на место людей, которые ходят в горы, сплавляются по рекам. Южный Урал не создан для туризма, который сейчас хотят здесь развивать. У нас нет нормальных дорог, нет ничего, только хуже все становится, и вообще нет никакой перспективы для развития туризма в обозримом будущем. Потому что людям, которые занимаются развитием туризма, этот туризм не нужен. Они не знают, как ходить в горы, что там делать, и зачем все это надо. А люди, которые ходят в горы, прекрасно понимают, чем силен и интересен Южный Урал, но им не интересно сидеть в креслах и обсуждать развитие туризма в 110-й раз.
Туризм на Южном Урале сам не будет никуда развиваться, потому что на Южном Урале не ничего такого, чтобы это поддерживалось и развивалось само. Южный Урал не самый популярный район и не самый перспективный с этой точки зрения. В него нужно вкладывать деньги, силы и знания. Это не является экономически выгодным в обозримом будущем. Так как это не приносит денег, никому из представителей власти это неинтересно. Потому что сейчас во главе угла стоят деньги.
Поэтому перспектив на Южном Урале немного. Им будут заниматься только энтузиасты. Они будут его развивать как-то — криво, боком. А в основном люди будут забрасываться на горы на вездеходах, везде будет грязь, мусор и помойки на вершинах.
Указом Главы РБ Радия Хабирова Госкомитет РБ по предпринимательству и туризму был разделен на два ведомства: Госкомитет по предпринимательству и Госкомитет по туризму. Теперь туризмом в республики заведует отдельная госструктура. Может быть, это послужит толчком для развития?