Все новости
Общество
12 Ноября 2019, 18:06

Уфимские туристы побывали на месте крушения французского самолёта

В 1931 году в Башкирии потерпел крушение французский самолёт. Он совершал беспосадочный полёт из Парижа в Токио.

Фото Альмира Сибагатуллина.
Фото Альмира Сибагатуллина.
В сентябре 1931 года в Башкирии, возле деревни Старый Буртюк, потерпел крушение французский самолёт. Он совершал беспосадочный полёт из Парижа в Токио. С тех пор прошло 88 лет. Практически все эти годы история была забыта. И только в 2017 году специалисты из республиканского отделения Русского географического общества занялись восстановлением тех событий.
В праздничные выходные дни в Краснокамский район, на место крушения самолета выехали уфимцы, представляющие общественный туристический проект «Поехали!» Экскурсоводом выступил член РГО, занимающийся этим вопросом, летчик Рифгат Динисламов.
Ему помогали председатель Новобуринского сельского поселения Расим Сайфутдиаров и сын местного жителя Салиха Низамова, помнящего место катастрофы, Руслан.

Рифгат Динисламов рассказал, что в 1929 году во Франции были выпущены самолёты Девуатин Д-33 для дальних перелётов. Авиаконструктор Эмиль Девуатин сделал их по последнему слову инженерной науки и техники. Провели испытания, самолеты были признаны хорошими. Их нужно было попробовать в деле. Решили совершить беспосадочные перелёты Париж — Токио дальностью 11 тысяч километров.
Самолётов было сделано два. И полётов получилось два.
Первый самолет стартовал 11 июля 1931 года. Летчиков в экипаже было трое — командир экипажа, лётчик-испытатель Марсель Доре, второй пилот, лётчик-спортсмен Жозеф Ле Бри, авиамеханик Рене Мисмон. Из Франции они долетели до Омска, преодолев более четырех тысяч километров. 14 июля над Омском у них отказал двигатель. Командир отдал приказ прыгать, двое членов экипажа благополучно выпрыгнули, он же сам смог посадить самолет и остался жив. Никто не пострадал. Поскольку связи тогда не было, сообщить о катастрофе они никому не смогли. Самолет обнаружили железнодорожники, потому что летели французы в основном вдоль транссибирской магистрали.
Французы сняли двигатель и часть приборов и уехали обратно в Париж. А самолет по указанию из Москвы передали для изучения авиаконструктору Андрею Туполеву.
Жёсткая посадка испугала и расстроила французов. Но желание установить мировой рекорд взяло верх. И полёт решено было повторить.
На втором самолёте в том же составе вылетели через два месяца — 11 сентября. Полёт намечался дальний, на 11 тысяч километров, поэтому на борту было восемь тонн авиационного бензина. Это не давало экипажу набрать большую высоту, летели на высоте 1500 метров. В соответствии с маршрутом они планировали двигаться через Уральские горы. По прогнозам должно было быть ясно, но погода внесла коррективы. 12 сентября утром самолёт попал в облачность. Видимость резко снизилась. Чтобы уверенно преодолеть горный хребет, нужно было подняться выше 2300 метров, но, нагруженные топливом, они не могли этого сделать. Решили обогнуть Уральские горы с юга.
Изменив курс, самолёт оказался на территории Башкирии. Прошли Илишевский, Калтасинский районы. Шёл дождь, началась сильная болтанка. Марсель Доре стал искать место для посадки. В какой-то момент он услышал хлопок в районе крыла. Как потом выяснилось, оторвались балансировочные грузики компенсации элеронов, и самолёт стал неуправляемым. Доре дал команду прыгать, выключил двигатель и покинул самолет. Его парашют раскрылся, он благополучно приземлился рядом с упавшим самолетом. Но выжившим оказался он один. У Жозефа Ле Бри парашют не раскрылся, а Рене Мисмон не смог отстегнуть ремни безопасности, которыми был прикреплен к сиденью. Оба они погибли. Обломки самолета были разбросаны на территории в 100 квадратных метров.

В 800 метрах от места крушения стояли пять новых бараков Таныпского леспромхоза. Сотрудник леспромхоза и нашёл оставшегося в живых Марселя Доре.
Расследование катастрофы проводили сотрудники ОГПУ. Приехал совнарком Башкирской АССР Зинатулла Булашев. Руководил работой комиссии командующий ВВС РККА СССР, член Революционного военного совета СССР, член Военного Совета Народного комиссариата обороны Яков Алкснис. На место падения самолёта выехало много сотрудников спецслужб, было дано задание сохранить тела погибших и оказать всяческую помощь выжившим. Марселя Доре поселили в одном из бараков, заботились о нём, поили родниковой водой. Двоих погибших завернули в парашюты и похоронили во временной могиле.

Остатки самолета вывезли на 20 подводах сначала в Янаул, потом в Москву. К 1937 году Андрей Туполев создал на его базе самолет АНТ-25 для полётов дальностью 13 тысяч километров.
Через несколько дней после катастрофы и выживший Марсель Доре, и тела погибших летчиков были отправлены в Париж.
Более 80 лет о крушении не вспоминали. И только около трёх лет назад местный житель Салих Низамов снова заговорил о месте трагедии, и для выяснения обстоятельств произошедшего к нему из Уфы приехал Рифгат Динисламов.

— Когда Салих Низамов рассказал мне о крушении и показал место падения самолёта, я долго сидел возле этой ямы и думал — что же делать? А вдруг это просто яма? — рассказывает Рифгат Карамович. — Это было самое трудное время. Я приезжал к нему ещё несколько раз, и он всегда настаивал — самолет упал именно здесь. Осенью 2017 года вместе с поисковиками республики под руководством Владимира Волкова мы провели раскопки на месте той ямы, которую указывал Салих Низамов.
И действительно на глубине около 70 сантиметров в земле обнаружили части аккумуляторной батареи самолёта. На ней смогли даже прочитать часть названия на французском языке. Потом увидели алюминиевую крошку от двигателя, топливные форсунки, переходники, кусочек трубопровода и уплотнительное кольцо топливной системы.

Несмотря на то, что большую часть обломков самолёта вывезли 88 лет назад, поисковики нашли достаточно, чтобы понять, что они на верном пути.

— Задачи копать дальше у нас не было, — говорит Рифгат Динисламов, — главное, мы убедились, что это точное место падения самолета. Сейчас мы оформляем кадастровый паспорт на этот участок земли для установки здесь ограждения и памятного камня.
В 2018 году провели конкурс дизайнеров на лучший эскиз стелы в память о погибших летчиках. Было прислано более 20 работ из разных районов республики. Победил в конкурсе Рустем Саттаров из Илишевского района. Его работа под названием «Прерванный полёт» представляет собой дугообразную конструкцию из нержавеющей стали. В месте старта самолёта будет надпись «Париж», на противоположном конце дуги — «Токио», а в середине — макет падающего самолёта Д-33, фотографии лётчиков и надпись на русском, французском и башкирском языках.
Поставить стелу планируется в деревне Старый Буртюк, на берегу озера. От памятника можно будет пройти непосредственно к месту катастрофы. Расстояние составит всего около 800 метров.

Уфимские туристы из группы «Поехали!» осмотрели место на берегу озера, где планируется поставить стелу. Свозили их и к месту падения самолёта.

Установка памятного камня и стелы намечается на осень следующего, 2020 года. Оценочная стоимость комплекса — три миллиона рублей. Французская сторона тоже хочет принять участие в финансировании проекта, переписка велась с послом Франции в России. Руководители гражданской авиации Франции помнят о лётчиках-героях. «Росавиация» тоже в курсе происходящих событий. Заказывать стелу планируется на Кумертауском авиационном производственном предприятии.
Автор:Сюткина Евгения Константиновна
Теги:туризм
Читайте нас: