Все новости
Общество
4 Сентября 2019, 16:43

Выгодно ли в Башкирии быть ветеринаром?

О своей нелегкой работе, а также о зарплате, нам рассказал ветеринар из района.

Фото автора.
Фото автора.
О таких людях, как ветеринарный фельдшер Роберт Харитонов, говорят: где родился, там и пригодился. Он уже заканчивал Каратовскую школу в Туймазинском районе, как однажды усердие парня на личном подворье заметил один из самых уважаемых в селе людей, который после недолгой беседы определил его дальнейшую судьбу.
— Это был ветврач из села Каратово с 40-летним стажем Расуль Кашапов, — рассказывает Роберт Александрович. — Возможно, его намётанный глаз определил какие-то качества во мне, присущие Айболиту. Он бывал у нас и лечил нашу скотину. А мы держали коров, лошадей, свиней и самых разнообразных птиц. Мне, конечно же, приходилось много помогать родителям.
Кашапов работал в племсовхозе «Туймазинский» и обслуживал большое поголовье сначала свиней, потом лошадей. Предложил заступить на его место, когда он уйдёт на пенсию.
Я поехал учиться на ветфельдшера в Субханкулово, практику прошёл в племсовхозе и остался работать там же. А с 2004 года перешёл ветфельдшером на каратовский участок ветстанции.
С шести утра — на ногах. Все данные записывал в толстые тетради. Скота тогда у людей было гораздо больше, поэтому тетради кончались довольно быстро. Потому что каждой буренке в течение года приходилось делать шесть-семь прививок, не считая забора крови на анализ. Во время отёла и вовсе попадал домой под утро, ведь осложненные роды буренок — не редкость.
В период вакцинации за неделю я прививаю почти весь частный скот в 18 населённых пунктах по 50-60 голов в день. Замечательно, что учетные тетради с засаленными листками отошли в прошлое, и сегодня данные о каждой голове скота занесены в электронную базу данных. При помощи смартфона по куар-коду можно просмотреть большое количество информации о каждом теленке с двухмесячного возраста. И сельчане стали гораздо ответственнее, понимают, что такой серьёзный контроль связан со здоровьем и благополучием большого количества людей. Незарегистрированных животных я уже года три на подворьях района не вижу. Спрятать корову от нас практически нереально.

В день ко мне поступает пять-семь вызовов, чаще всего по поводу мастита, травмы вымени или ног животных. Сельчане много спрашивают, как добиться того, чтобы бычки не болели и быстро прибавляли в весе, и я объясняю им, как избежать типичной ошибки.
С трёхмесячного возраста теленок стоит в коровнике на сыром сквозняке и вместо того, чтобы крепнуть, борется за жизнь. Летом его ждет другая напасть — перекармливание варёным фуражом, кашей-болтушкой из картофеля и других овощей. В результате ветеринарам приходится лечить органы пищеварения быков. Много не значит хорошо. В таких случаях мы предписываем «рогатым страдальцам» новый рацион на основе баланса между сеном/соломой и замоченным фуражом. А большое количество варева летом просто губительно для коров.
На вопрос про зарплату ветеринаров скажу, что денег в России не хватает всем, но в селе есть отличная возможность для безбедного существования — ЛПХ. Я содержу у себя 10 коров и лошадей. Поэтому никогда не искал работы в других городах. Работать дома на малой родине вместе с семьёй, делать очень важную работу — что может быть лучше?
Читайте нас: