В Чишминском районе Башкирии, в селе Теперишево расположена ферма известного предпринимателя Дамира Сагитзяновича Идиятуллина. Он конезаводчик, у него более 500 лошадей, в основном башкирской породы — хозяйство специализируется на табунном коневодстве. Также фермер разводит коров мясной абердин-ангусской породы. А ещё у него есть пятнистые олени из стада первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. И много-много другой живности — декоративных кур, павлинов, фазанов и других. Экскурсанты из Уфы, приехавшие в Теперишево с туристической группой «Поехали!», с удовольствием познакомились со всеми его питомцами и послушали рассказ хозяина фермы.
— Я фермер с 1992 года, — рассказывает Дамир Сагитзянович. — А до этого работал главным экономистом в родном колхозе «Урал». Я коммунист. И партбилет у меня есть. Я его не сжег, не выбросил.
А сейчас я тяну уровень колхоза. Раньше в районе работало несколько колхозов — у «Заветов Ильича» в селе Новотроицкое было 1700 гектаров земли. В колхозе «Дружба» в деревне Арсланово было 1784 гектара, в колхозе «Дин» в селе Кляшево — 1973 гектара. В каждом колхозе больше ста человек работало. Там утром председатель приходил — у него под началом инженер, механик, агроном, учетчик, бригадир и много других сотрудников. А у меня сейчас 2000 гектаров земли. При этом инженер — я, механик — моя младшая дочь Диана, она окончила УГАТУ, главный снабженец — жена Миляуша.
И работают всего 12 человек. Рабочим мы хорошие условия создали — бесплатное жильё, бесплатное питание, баня. Конюх у меня 19 лет трудится, я его в санаторий каждый год отправляю.
Если бы людям было плохо у меня, они бы столько лет не работали. Они уже как члены семьи. Пьянства у нас нет. Мы много работаем, честно работаем. Всё, что сделано на ферме, сами создали.
Сказать, что конезаводчик Дамир Идиятуллин любит лошадей, значит, ничего не сказать. Он относится к ним с трепетом. Особенно ценит лошадей башкирской породы.
— Однажды я смотрел по телевизору выступление главного зоотехника Уфимского конезавода № 119. Его спросили — какие достоинства имеют лошади башкирской породы. А он не мог ничего ответить, кроме того, что они очень любят ласку. Но ласку любят все. А лошади башкирской породы — просто кладезь достоинств, — уверен Дамир Сагитзянович.
Фермер готов рассказывать про лошадей часами. Говорит, что если породу лошадей не обновлять, то через десять лет она утрачивает свои достоинства. Но это не относится к башкирской. Башкирская порода выдавливает любую другую. В советские времена в колхозах пытались улучшать башкирскую породу — скрещивали её с тяжеловозами, рысаками. Но в результате, наоборот, породу немного испортили. Однако когда перестали их скрещивать, через 25-30 лет башкирская порода восстановилась. У неё тысячелетняя история и очень сильные гены.
Башкирская порода лошадей — единственная в мире, которая не вызывает аллергии. Люди, подверженные аллергии, не могут садиться на лошадей других пород, у них текут слёзы, они чихают. А на «башкир» садятся, и всё у них в порядке.
— Наши лошади могут выжить зимой в дикой природе, — говорит предприниматель. — Они добывают себе корм из-под снега. В этом плане с ними схожи лошади тувинской породы. У нас «тувинцы» тоже есть, они выступают как улучшители башкирской породы. Они лучше выдерживают нападения гнуса — кровососущих насекомых. Если в этом вопросе «башкирам» можно поставить «троечку», то «тувинцам» — «пятерку» с плюсом. Летом, когда начинается сезон мошки и оводов, «башкиры» предпочитают подниматься на возвышенности, чтобы обдувало ветром, там меньше этих летающих злодеев. Или идут на паровые поля, где вспаханная земля, туда гнус тоже не летит. А «тувинцы», у которых толстая шкура, спокойно пасутся в болотах, а ведь там просто тучи кровососущих.
Конский жир — легкоплавкий. Он плавится при температуре 26 градусов. Поэтому, если человек употребляет в пищу конину, то у него не образуются холестериновые бляшки и даже растворяются уже образовавшиеся. Кожа у лошади очень тонкая, как газетный лист. Но они выживают в суровых условиях благодаря повышенному метаболизму.
— Общение с лошадью очень полезно, — подводит итог Дамир Идиятуллин. — Она лечит человека. У нее температура тела выше, чем у человека. Когда человек верхом на лошади, он получает от лошади массу энергии, вся мышечная система человека при этом работает, но суставы отдыхают. Катание на лошади помогает при ДЦП. Раньше лошадь была для человека всем — и самолетом, и поездом, и трактором, и плугом. И хлебом она кормила, и на войну возила.
Уже десять лет предприниматель проводит в селе Теперишево собственный сабантуй.
Специально оборудовал поляну, где есть постоянное освещение, сцена, скамьи. На сабантуй собираются гости со всего района и не только. Приезжают и из Уфы, и из других городов республики. Организация праздника на высшем уровне. Плюс к традиционным мероприятиям — концерту, лазанью по шесту, борьбе курэш в Теперишево ежегодно проводится авиашоу. В этот раз с аэродрома Первушино под Уфой прилетели три самолета, рыча моторами и испуская длинные шлейфы цветного дыма. Выполняли различные фигуры высшего пилотажа.
Ну и, конечно же, были скачки. Нужно ли говорить, что в скачках на сабантуе участвовали в числе прочих и лошади башкирской породы? Места они заняли разные — от первого до третьего. Но Дамир Сагитзянович приготовил и вручил призы всем участникам скачек, независимо от занятого места. Чтобы довольны были и скакуны, и наездники.
— Недооценивают сейчас башкирскую породу лошадей. А мы стараемся делать всё, чтобы её снова стали ценить и уважать, — говорит фермер.