Взрослеющих детей подстерегают еще два опасных явления — пьянство и наркомания. О вреде пьянства распространяться не буду — об этом много написано. Чуть подробнее остановлюсь на проблеме наркомании. О побочном вреде наркотиков, в частности, упоминается в статье Дарьи Святохиной
«Дети Башкирии рискуют заразиться серьёзной инфекцией». Если не обращать пристального внимания на проблему наркомании, то она может прийти неожиданно к самым, казалось бы, нормальным детям. Это серьёзная опасность, которая гораздо хуже курения и пьянства. Алкоголиками становятся не сразу, а спустя годы пьянства. Вначале —периодического, а потом всё более и более частого. И лишь потом пьяница становится полностью зависимым от спиртного. С современными наркотиками по-другому. К наркотикам привыкание происходит ускоренно. Есть синтетические наркотики, привыкание к которым вырабатывается моментально, а не через несколько доз. Значит ребёнок не должен даже пробовать их. Он должен понять, что словит кайф, но затем не сможет жить без наркотика вообще, ломка будет страшной, боль невыносимой. Её практически не выносят даже хорошо тренированные спортсмены-выживальщики. Именно из-за ломки наркоманы становятся безбашенными и хладнокровными преступниками.
На что надо обращать внимание, если случайно услышите разговор детей между собой или по телефону. Они же не будут говорить прямо, что нужен наркотик или что-либо в этом духе. Нет, они могут употребить следующие слова, которые со стороны могут казаться самыми безобидными или непонятными: «белый, бошки, вишня, головы, дживик, дым, журнал, зеленый, зелень, книга, легалка, липкий, ляпка, микс, мука, мягкий, палыч, пластик, плюха, рега, росс, россыпь, сено, скорость, соль, спайс, сухой, твёрдый, трава, флаг, химия, шоколад». Все эти слова могут означать кодовое название синтетического наркотика. Многие знают, что слова «закладка» или «клад» означают место, где курьеры наркоторговца (кураки, куры, курицы) спрячут или спрятали заказанную дозу наркотика. А слово «разминировал» означает, что подросток нашёл это место, взял и употребил дозу. Наркотики употребляют с помощью определённых приспособлений, которые на сленге могут обозначаться словами: «батл, бонг, ботл, бульбик, бульбулятор, булька» или просто — «труба».
Отсутствие денег на дозу заставляет подростка идти на самые разные ухищрения и преступления. Они с самым невинным видом могут покаяться во всём и клятвенно заверить родителей и окружающих, что твёрдо намерены покончить с наркотой. Да только всё это делается для отвода глаз. Самое безобидное для общества, что они могут сделать, так это подсмотреть за курьером наркоторговца, обнаружить место закладки и взять дозу раньше настоящего покупателя. Таких людей называют «чайками».
Разумеется, это не полный перечень употребляемых слов в сленге наркоманов. Он видоизменяется, может быть различным в разных районах даже одного такого большого города, как Уфа. Подростки горазды на выдумки и секреты.
Наше правосудие далеко не совершенно. Его гуманизм по отношению к малолетним преступникам вкупе с инфантильностью подростков только способствует омоложению преступности, т.к. безнаказанность отражается на психологии молодых людей. Сколько случаев преследования учителей, которых дети засняли в порыве гнева после тщательного их третирования. Против учителей в таких случаях выступают и чадолюбивые родители, и общественность, увидевшая отснятый отрывок произошедшего, и официальные власти. Всё это рождает уверенность подростков во вседозволенности, безнаказанности и их полной безответственности. А снисходительное отношение к малолеткам судейской системы провоцирует их на новые «подвиги». Вот почему в этом случае наша система не учится у Запада? Там срок за каждую статью преступления плюсуется, а у нас просто устанавливают срок по максимальной статье. Разве это правильно? Чуть что, нам говорят с экранов о том, как там устроено, а стоит заговорить о прогрессивном налогообложении или усилении штрафных санкций в зависимости от финансового благополучия нарушителя, как сразу находятся явно надуманные отговорки.
Надо понимать, что от приобщения к наркотикам никто не застрахован. Наркоторговцы для расширения числа потребителей идут на некоторые жертвы, а именно: первые дозы наркотика будущей жертве предлагают бесплатно или по заниженной цене. А затем уже начинают доить по полной. К тому же современный лозунг маркетологов «Приведи с собой товарища и в подарок получишь бесплатную единицу товара», похоже, придуман наркоторговцами. Таким образом рынок сбыта наркотиков расширяется, можно сказать, в арифметической прогрессии.
И всё-таки основная масса как распространителей, так и потребителей наркотиков — это люди из социально незащищённой среды. Полиции они не боятся, так как им в жизни терять нечего, они мало чего хорошего в ней видели, а потому стремятся улучшить своё самочувствие любыми способами, в том числе и криминальными. У них практически отсутствует альтернатива их жизненному укладу.
Боюсь, что хорошо организованной подростковой ОПГ до сих пор руководят какие-то криминальные авторитеты из взрослой среды. Они ведь сообразили, что зачем торопиться на нары, когда можно спокойно богатеть за счёт молодёжи или попрошаек из числа инвалидов. Поэтому перед правоохранителями надо ставить задачу отыскать не только непосредственных руководителей подростковых шаек, но и их идейных руководителей.