Все новости
Общество
8 Мая 2019, 18:05

Боевой путь красноармейца из Башкирии Талгата Мухарямова

В преддверии 9 мая наш постоянный автор пишет о фронтовой судьбе своего отца.

Разведчики.1944 год. Фото предоставлено автором.
Разведчики.1944 год. Фото предоставлено автором.
Я уже писал о фронтовой судьбе своего отца в «Общественной электрогазете» 24 июня 2013 года. С того момента прошло немало времени, открылись некоторые военные архивы и стали доступны для массового читателя в электронном виде. Вот и я отыскал материалы награждений отца и решил дополнить предыдущую публикацию. Если прежняя статья основывалась в основном на воспоминаниях, то нынешняя зиждется преимущественно на открытых документах из архивов.
27 августа 1943 года, находясь в составе 46 полевой армии Юго-Западного фронта, в ходе Донбасской стратегической операции при наступлении на Харьков со стороны Змиевского плацдарма, пулемётчик Мухарямов Талгат Махмутович был контужен. Санитары отвезли его в бессознательном состоянии в госпиталь, однополчане сочли его погибшим, а командование послало на родину похоронку. Из неё видно, как неграмотно писали похоронки. Множество ошибок и в фамилии, и в отчестве, и в адресе месторождения. Возможно, из-за этого после войны у многих были трудности с оформлением документов на погибших. Подтверждение о его гибели позже было найдено мною в «Донесении о безвозвратных потерях» от 22.10.1943г., там он указан, как «МухарАмов ТаХМат МахмЕтов.». Место захоронения — с. Беспаловка Змиевского района. Хочу обратить внимание читателя на то, что отец был контужен в конце августа, а похоронка отправлена лишь в октябре.

Первое ранение произошло 17 октября 1943 года. Второе ранение — 5 декабря 1943 года. Никаких сведений о наградах за этот период я не нашёл, хотя отец рассказывал, что были представления даже на Славу (хотя, возможно, он ошибался, ведь прежде ордена положено получить медаль), но, видимо, представления не дошли до штаба. Или штабисты были скупы на награды для красноармейцев. В частности об этом говорится в приказе заместителя Народного комиссара обороны генерал-майора Румянцева «О результатах проверки работы отделов кадров армий и Северо-Западного фронта от 14 июня 1942г. №214»: «Удельный вес красноармейцев и младшего начсостава в общем числе награжденных составляет 58 процентов, что является недостаточным. Многие замечательные бойцы и командиры, достойные награды, остаются не награжденными». Возможно, это произошло из-за пертурбаций, т.к. 20 октября Юго-Западный фронт был переименован в 3-й Украинский.

После одного из ранений 1943 года отец попал на Второй Украинский фронт (а может в результате каких-то реорганизаций и переподчинений частей). Здесь в период боевых действий он стал коммунистом. По итогам наступательной операции на Уманско-Батошанском направлении на одну из медалей «За отвагу» (№1138157) его представили приказом №15/н от 11.03.1944 г: «Наводчика 76мм. батареи рядового Мухарямова Талгата Махмутовича за то, что он в бою 8 марта 1944 года активно поддержал наступающую пехоту на село Мухартовку и, умело управляя наводкой орудия, подавил две пулеметные огневые точки противника и разбил один блиндаж».
Вторая медаль «За отвагу» (№1138255) не заставила себя долго ждать. Вот представление: «Стрелка 9 стрелковой роты рядового МухарЬямова ТОлЧата МахмуДовича за то, что он в бою 12 апреля 1944 года при наступлении на село Редень проявил себя смелым, мужественным и решительным воином Красной Армии; в числе первых ворвался в траншеи противника и огнём своего автомата истребил 3-х немецких солдат. 1924 года рождения, кандидат в члены ВКП(б) с 1944 года, башкир, рабочий, призван в РККА 15 марта 1943 года Уфимским РВК Башкирской АССР».

А вот представление по результатам Дебреценской операции уже на орден Славы III степени (№131184): «За время боев полка с 4 по 26 октября 1944 года при прорыве обороны противника, овладении ряда населенных пунктов, а также городов Орошхаза, Чонград, а также при форсировании реки Тиса и захвату на правом ее берегу плацдарма для дальнейшего наступления, тов. Мухарямов проявил себя преданным делу партии Ленина-Сталина и Родине воин РККА он в группе взвода в ходе наступления вел разведку сил противника и своевременно давал сведения по ним наступающим батальонам. Вместе с группой разведчиков Мухарямов взял в плен 10 солдат противника и одного летчика во время боев за город Кечкемет, 4 подводы с военным грузом, 2 автомашины и другое имущество. Мухарямов — участник разгрома немецкого аэродрома, на котором наши подразделения захватили 35 самолетов противника и в ходе боев их уничтожили. Смелый и храбрый разведчик тов. Мухарямов достоин Правительственной награды ордена Славы III степени. Командир 1055 стрелкового полка майор Следь».
В операции под Будапештом одной из задач подразделений, где служил мой отец, был захват ипподрома. Дело в том, что рядом с ним располагалась станция с немецкой военной техникой, а ипподром использовался фашистами как аэродром для переброски боеприпасов и раненых. После многодневных боёв (частично оттого, что был оголён правый фланг полка, который должен был соседствовать с отставшей от наших румынской частью) полк выполнил задачу. И вот представление к приказу войскам Второго Украинского фронта №058/Н от 9 апреля 1945 года на разведчика взвода пешей разведки 1055 стрелкового Сегедского полка 297 стрелковой Славянско-Кировоградской дивизии на орден Славы II степени: «Тов. Мухорямов неоднократный участник боев с немецко-фашистскими захватчиками. Сочетая опыт с чувством преданности делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине, он в боях 1.1 по 12.1.1945 года действовал смело и решительно. Все боевые задания командования по разведке выполнялись им аккуратно. Чтобы отвлечь внимание на себя противника в полосе наступления полка и дать возможность остальным разведчикам выполнить боевые задания, он, не считаясь иногда с большими опасностями, вступал в бой с противником. В одном из таких боев за овладение ипподромом тов. Мухорямов, действуя автоматом и гранатами, уничтожил до 16 немецко-венгерских солдат и 3-х захватил в плен. Командир 1055 стрелкового полка подполковник Следь».
Вот только орден Славы II степени отец так и не получил, хотя его знакомый писал в Москву. В ответ ему прислали орден Славы III степени и орденскую книжку, а также ежемесячные купоны к ордену. Не помню точно сумму, но денег от этих купонов, полученных в сберкассе, фронтовику хватило лишь на то, чтобы обмыть орден. А ведь, по словам отца, раньше деньги, получаемые до 1946 года включительно за ордена и медали, были хорошим подспорьем в быту. Ежемесячную выдачу денег за полученные медали и ордена государство узаконило ещё до начала войны. Конечно, это было дополнительным стимулом для отваги бойцов и офицеров Красной армии. Однако уже после окончания войны наше государство начало экономить на своих людях, но это было можно как-то понять, времена были тяжёлые, стране нужны были хоть какие-то рабочие руки, чтобы поднимать экономику. В 60-х годах были введены дополнительные льготы для полных кавалеров орденов Славы. Отец иногда переживал по этому поводу, поминал недобрым словом какого-то офицера, хотя до этого внешне он к своим наградам относился, как к никому не нужной мишуре.
К сожалению, не все документы отца сохранились. Помню, что были нашивки и записи о ранениях и контузиях. Последних, кажется, было две. Но в детстве я посеял эти нашивки, как и медали с орденом, играя во дворе. А куда делась запись о ранениях и наградах, которую видел уже в зрелом возрасте, не знаю.
Пользуясь случаем, хочу от всего сердца поздравить всех фронтовиков и тружеников тыла, кто ещё жив, с громадным праздником — Днём Победы. Несмотря ни на что, этот день будет почитаем в веках. Не напрасно Вы жили, воевали и трудились сверх меры. Только благодаря Вам страна стала державой, которую не смогли сломить даже проклятые 90-е. Нам есть чему у Вас учиться, дорогие ветераны. Будьте здоровы!
Автор:Радик Мухарямов
Читайте нас: