Отличника народного образования РБ, мастера производственного обучения Туймазинского индустриального колледжа Ларису Галееву обожают бывшие выпускники, учащиеся и их родители, что заметно по группам в соцсетях, которые она ведет. Ее называют «музой» сообщества сварщиков.
Лариса Ивановна родилась в Калужской области, в семье рабочих. Выучилась на сварщика в училище, где встретила будущего супруга, тоже сварщика. Вскоре она получила диплом мастера производственного обучения технологии сварочного производства. В 1991 году вышла замуж и переехала с мужем в Туймазы.
— Я увидела город рабочих со своей особой культурой и несколькими училищами, — рассказывает наша собеседница. — Сварщики получали зарплату, не уступающую инженерской. Несмотря на предложения от производственников, я устроилась в СГПТУ №128, которое потом влилось в индустриальный колледж. Начала преподавать технологию сварочного производства. За это время выпустила много групп электрогазосварщиков, наладчиков газоплазморезательного оборудования, сварщиков автоматических и полуавтоматических машин. Заочно окончила вуз по специальности «педагог-психолог». С тех пор 28 лет работаю в индустриальном колледже. Каждую весну и осень ко мне приходят выпускники, вернувшиеся из армии. Мы обсуждаем их дальнейшие планы. Такое признание дорогого стоит, и сегодня я понимаю, что профессию выбрала верно.
— Все-таки мало среди женщин сварщиков. Почему, как вы считаете?
— Сварное дело, а тем более его преподавание, — не мужская прерогатива. Просто оно подходит не для всех девушек и юношей. Для сварки дар нужен, огромная усидчивость. Я говорю ребятам каждый день: «Если захотите, у вас все получится». Дочь моя, кстати, выбрала другую профессию.
— Многие ученики превзошли своего учителя?
— Наверняка. К этому и стремлюсь. Недавно встречалась с выпускниками, приехавшими из Красноярского края. Они варят трубы большого диаметра в условиях мерзлоты. Один вошел в число отобранных работодателем из 50 кандидатов. Его экзаменовали по самым разным видам сварки плоских и круглых поверхностей, проверяли результат рентгеноскопией. Он прошел конкурс, получил допуски и является асом своего дела. Но не факт, что катушки (две трубы) я сварю хуже него. В узких сферах рабочие-практики обязаны варить лучше меня. А вот добиться того, чтобы всю группу твоих обучаемых взяли на завод автобетоновозов, не так просто. У каждого сварщика бывают один-два ученика. Это не идет в сравнение с группой из 15-20 человек, в которых надо вложить не только теорию и практику, но и душу.
— Ваш супруг тоже сварщик. Обсуждаете с ним дома профессиональные моменты?
— Спорим лишь иногда. Мы с Римом свой дом построили сами. Изготовили все металлические элементы дизайна и крепежа, ворота, калитки и многое другое. Когда делали забор, я вывалила ему кучу своих технических идей, от которых у него заболела голова. Он послушал и сказал: «Бригадир здесь я. Будешь придерживать планку и подавать электроды». Супруг — опытный универсал, сам может научить работе с металлом. В целом наши идеи по дизайну и садоводству совпадают.
Я уверена, что дома надо говорить друг о друге, а о работе в крайних случаях. Дом — это «место силы», как я его называю, где накормят, обогреют и ободрят. Обязательно ободрят. У меня ведь разные ребята занимаются. Судя по некоторым, чувствуется явный дефицит родительского внимания, и мне его приходится компенсировать. Даже если парни не лучшим образом выполнили практическое задание, нельзя вселять в них неуверенность. Некоторых похвалишь за незначительное достижение, они неделю светятся от счастья. Усердие увеличивается в разы.
— Вы упомянули забытый «культ рабочего» в 80-х годах. Сейчас ситуация меняется?
— Да. Несколько лет назад после того, как наш колледж выиграл госгрант, сварочный профиль обрел новое дыхание. Закуплено современное оборудование. Несмотря на трудности, машиностроители обеспечили нас учебными полигонами, материалами и финансовым стимулированием практикантов. Сейчас колледж находится в эпицентре профориентации республики. Мы видим возросший интерес старшеклассников к сварочному делу. Я веду три группы, но так было не всегда. «Культа» уже не нужно. Рабочие специальности становятся востребованными у молодежи. Особенно это заметно по профсоревнованиям «Ворлдскилз», где наши ребята показывают неплохие результаты
— Как вам удается избежать так называемого профессионального выгорания?
– Проживаю жизненные этапы вместе со своими учениками, прикипаю к ним и получаю мощную отдачу. Группы, которые я веду в соцсетях, помогают поддерживать с ними непрерывный диалог, обмен предложениями о вакансиях. Конечно, педагог может отгородиться от учащихся, не допускать неформального общения, но я так не могу. Выпускники колледжа дружат друг с другом, приезжают ко мне домой вместе с женами и детьми. Наше сообщество словно постоянно растущая семья. А как бросишь семью?