Все новости
Общество
26 Декабря 2018, 16:16

Башкирия: почему школьники молчат на уроке и мало читают?

В Башкирии многие школьники испытывают проблемы с пониманием текста. Отсюда их нежелание читать книги, трудности с пересказом и прочтением наизусть.

Фото Мариуки Григораш.
Фото Мариуки Григораш.
В Башкирии многие школьники испытывают проблемы с пониманием текста. Отсюда их нежелание читать книги, трудности с пересказом и прочтением наизусть. Этой проблемы коснулся и.о. министра образования Айбулат Хажин. Он признался: хоть это не касается абсолютно всех детей, тенденция все же прослеживается.
— У меня старший ребенок тоже школьник, он учится в обычной, стандартной школе, вижу по нему и его одноклассникам, как они относятся к художественной литературе. Да, сейчас, конечно, молодежь особая идет, у поколения XXI века в основном клиповое мышление: короткие тексты, короткие видеосюжеты… Длинные тексты читать не любят, это вызывает скуку, отторжение. Это мировые трендовые вещи, не только в России, в целом по миру такая ситуация.
Учителям русского языка, литературы, родных языков необходимо не только прививать детям орфографическую, лексическую грамотность, но и прививать любовь к литературе. Наши дети очень мало читают. Пересмотрев в примерных образовательных программах по литературе перечень литературных произведений, которые дети должны прочитать за курс, с удивлением для себя обнаружил, что большинства книг, которые были в нашем списке советских времен, просто нет. Ушли произведения, которые формируют нравственную чистоту, формируют логическое мышление, мораль как таковую. К сожалению, сейчас эти книги отсутствуют. Я понимаю, что есть специфика сегодняшнего поколения, но если мы начнем исключать из учебной программы базовые художественные произведения, чего нам ожидать на выпуске из школы? Это вопрос к разработчикам программ на федеральном уровне, к авторам учебников, в том числе.

Айбулат Хажин признался, что в детстве любил читать, и иногда сюжет так захватывал, что он жертвовал сном, но книгу за ночь дочитывал. Сейчас это редчайшая редкость. Дети и подростки увлечены смартфонами и планшетами.
Досаду министра образования разделяет и сельский педагог, непосредственно работающий с детьми. Учитель начальных классов СОШ N1 села Иглино, «Учитель года – 2018» Иглинского района Башкирии Маргарита Шишкина признает, что даже за последние десять лет ученики кардинально поменялись. Имея на руках гаджеты, они обладают такими знаниями, которых раньше попросту не было. И книга их уже не привлекает.

— Это, и правда, проблема. Зачем ребенку брать в руки книгу, тем более не переизданную с какого-нибудь 1959 года, которая не имеет красивых и интересных иллюстраций? — задается вопросом Маргарита Александровна. — Сегодняшние дети приучены к наглядности, иллюстративности. Это поколение интернета, там вся информация яркая, доступная, воспринимается легко. На этом фоне детям не нужна книга. Любовь к ней можно только привить. Разными способами. Тут все зависит от учителя, от родителей.
У меня двое детей, — рассказывает учитель «Электрогазете». — Дочка в седьмом классе, читать очень любит. Как говорится, запоем перечитала все шесть книг популярной подростковой фантастики «Часодеи». Яна участвовала в конкурсе, нарисовала плакат с изображением любимой книги и получила в школе грамоту. Сын Матвей в этом году пошел в первый класс. Читаем вместе разные книги, очень любим Осееву, Маршака, Заходера. Читаем обязательно каждый день — без пропусков. Для первоклассника это необходимо. Обычно, если ребенок успешно осваивает чтение, то читает потом без проблем, с охотой. Если ученик испытывает затруднения, то и читать он не хочет, с ним нужно заниматься дополнительно.
Если в начальных классах дети еще читают, то с ослаблением родительского контроля они сильнее уходят в виртуальный мир. И… замолкают. О какой связной речи и пересказе тут вообще может идти речь? Об этом с большой долей тревожности говорит глава минобра России Ольга Васильева.
«Сейчас к школьному периоду [дети] говорят мало. А уж к институтскому почти не говорят, потому что разговоры о том, что интернет имеет свой язык — это не так», — констатирует Васильева. И добавляет, исходя из личного опыта работы со школьниками, что урок сегодня больше напоминает монолог учителя.
«Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение, то есть через понимание. Что значит функциональное чтение — ребенок читает параграф и должен в течение короткого времени тезисно рассказать, о чем страничка. Они не могут этого сделать», — признается федеральной прессе главный педагог страны.
Что делать родителям? Ждать, пока чиновники перепишут образовательные программы и наладят учебные процессы, исходя из реалий жизни? Быстрее выдадим замуж и женим своих детей.
Мне очень близка позиция детского психолога и нейропсихолога Валентины Паевской. Специалист по раннему развитию детей уверена, что причина неудач с чтением, пониманием материала у школьников кроется в… телевизоре. Ну мы же раньше смотрели мультики, это не мешало нам учить стихи в школе, писать нормально сочинения и изложения — возразят некоторые родители.
У Паевской есть ответ:
— Все мультики, которые смотрят малыши с открытыми ртами, это мультики, которые воздействуют на непроизвольное внимание — поясняет она своим подписчикам. — Картинка яркая, персонажи двигаются очень быстро. Ребенок включен, смотрит, открыв рот, но сути понимает мало. Это очень негативно сказывается на эмоционально-волевой сфере и на когнитивных способностях ребенка, то есть на обработке информации. Вы забираете у него много энергии и возможности постигать мир через окружающие его предметы.
Чем это грозит в школьном возрасте? Ситуацией, когда ребенок смотрит в книгу, видит фигу. Потому что мозг не научился сам обрабатывать информацию. Он не может запустить самостоятельное внимание. До ребенка туго доходит смысл прочитанного, смысл сказанного, он не с первого раза понимает учителя, стоящего у доски. Потому что он не может обработать статичную картинку, он привык к интернету, телевизору, где персонажи быстро двигаются. Ему для обработки информации нужны дополнительные стимулы, постоянная движуха. Он уже так привык, а на уроке этого нет.
Детский психолог категорически против того, чтобы дети до трех лет в принципе смотрели телевизор. После трех лет — только при условии, что на один мультик приходится документальный фильм. То есть сегодня один мультик, завтра один фильм, например, о животных. И этот баланс обязателен: для того, чтобы мозг учился обрабатывать разную информацию.
Учитывая, что в современных мультфильмах герои двигаются все быстрее и быстрее, а на один отрезок времени приходится все больше сюжетных линий, мамам маленьких детей Валентина Паевская рекомендует выбирать советские мультики.
— Старайтесь, чтобы мультики были советские. Анализируя то, что предлагает нам современный кинематограф, я рекомендую не ставить детям мультики, вышедшие за последние два с половиной года.
Читайте нас: