Многие сельчане закрывают тепличное дело из-за удорожания газа. Но есть овощеводы, уверенные, что после модернизации огуречный бизнес не потеряет прибыльности. Один из них Ранис Фаткуллин из Нижних Бишиндов Туймазинского района.
Ранис Миргасимович — бывший буровик. В 1992 году он бросил работу на Севере и поставил у себя в Нижних Бишиндах теплицу на 13 соток. Затем, отложив денег, приобрёл грузовик и выкупил у соседей ещё 20 соток земли. Хороших минеральных удобрений тогда не было. Огурцы, высаженные в грунт, поливали коровяком вручную. Затраты особо не волновали.
В прошлом году ситуация резко ухудшилась. Ресурсоснабжающая организация предупредила, что в 2019 году не подключит газ, если Фаткуллин до конца осени нынешнего года не заменит печи типа УГОП.
— Я еще в 2015 году начал собирать средства на модернизацию оборудования, потому что его КПД — 20 процентов, — рассказывает Ранис Фаткуллин. — Вдобавок газ подорожал, одолела болезнь почвы, и в нынешнем году я посадил огурцы в мешки с перегноем и подсолнечным жмыхом. Такой способ при ленточном поливе даёт возможность не применять химизацию, сохранить интерес некоторых заказчиков к моим огурцам.
Недавно заказал проект газоснабжения теплицы. Скоро закуплю 33 печи, шесть котлов, насосы. Вместе с монтажом это обойдётся мне примерно в 2,5 миллиона рублей. Но все не так плохо. Оборудование с гарантией и скидкой изготовит местное предприятие.
Почти все тепличники перешли сейчас к модернизации. Обычно высаживаю огурцы 25 января и первый сбор получаю 10 марта.
В последнее время продавать овощи стало труднее, потому что торговые сети начали диктовать в Башкирии стандарты и мелким перекупщикам, и распределительным центрам, и ЛПХ. В марте-апреле у многих сбыт почти встал. С 35 рублей за килограмм огурцов в прошлом году в нынешнем цена опустилась до 20-ти.
В этом плане ЛПХ уязвимы. Крупная торговая сеть запустила в работу свои автоматизированные теплицы на юге России. В результате оптовая цена на огурец полетела вниз. У меня остался один перекупщик. Пришлось возить огурцы в небольшие магазины Белебея, потом Серафимовского. Затем принял участие в комплектовании крупных партий в Старых Туймазах и выкрутился.
— Хрупкий, получается, бизнес?
— Внешние факторы серьёзно уменьшают прибыль. Я достиг урожайности 18-20 килограммов с квадратного метра. В прошлые годы из-за болезни огурцов сорта «Маша» изменил агрономию. Один ряд засаживаю сортом «Лютый», другой — «Гераклом», «СВ», остальную площадь — «Барвиной». Огурцы получились идеально калиброванными, без нитратов — как раз то, что нужно торговым сетям. С ними меньше хлопот, не надо убирать больные листья. Использовав мешочный субстрат, сэкономил на обработке грунта. Не менял пленку и трубы ленточного полива, лишь чистил их.
— Реально ли сейчас добиться высокой прибыли от «малоформатной» теплицы?
— Её экономика такова: за сезон с 33 соток получаю около 60 тонн огурцов по цене более двух миллионов рублей, 25 процентов от этой суммы с пенсионными отчислениями идёт арендаторам за работу, еще 25 процентов — стоимость газа и прочие затраты.
Если установить экономичное оборудование, компьютерный капельный полив, плёнку с семилетним сроком службы, продолжить агрономические эксперименты, то потребуется меньше арендаторов, топлива. Можно сократить расходы на 20 процентов. Дальше хочу построить сферическую капитальную теплицу с эффектом солнечного досвечивания (еще меньше затрат на отопление). Тогда резкие скачки цен на огурцы станут не так страшны.
Это сложно, но возможно. Я уже пошёл по такому пути. Добавлю, что теплицам с урожайностью в 12-14 килограммов с квадратного метра сейчас надо что-то предпринимать, иначе — не выжить.