«Ох, поскорее бы заснул!» Хрупкая девочка неистово качает на руках шестимесячного малыша, а он трясется в ее руках, как тряпичная кукла. «Я так устала! И еще одежду ему стирать…»
Карина — старшая из пяти детей. После нее — Николай, Катерина, Лиана, самому младшему, Владимиру, недавно исполнилось полгода. Беру крошку на руки, а Карина принимается за штанишки и пеленки.
Моя собеседница вместе с братьями и сестрами оказалась в больнице. Их привезли сотрудники органов опеки: маму увезли в районную наркологию. И Карина поневоле стала главой большой семьи.
— Доедай, не оставляй! — строго говорит она своим в столовой. И младшие беспрекословно сестру слушаются.
По словам детей, мама пьет редко. Недавно купили большой дом («самый большой в деревне!» — это уточняет Николай) неподалеку от районного центра. Внутри все удобства, рядом большой огород в сорок соток, сарай. «В следующем году обязательно будем выращивать быков, цыплят, гусей и уток», — делится планами старший из мальчиков. Неприятности начинаются только тогда, когда к маме приезжают ее друзья и спаивают ее.
— И тогда мне приходится смотреть за Вовкой, — вздыхает Карина. — Но на маму я все равно не злюсь. Делаю все, чтобы она поскорее заснула, укладываю младшего, слежу за старшими, чтоб не шумели и дали маме проспаться. Она встает через несколько часов и обычно принимается за домашние дела: готовит, убирает, стирает.
29-летняя Светлана, мама этой большой семьи, родила первого ребенка в 16 лет. С тех пор мыкалась по съемным квартирам, пережила обман риелторов и, наконец, обрела свой угол. За это время количество ее детей увеличивалось почти каждый год. Образование она не получила — за плечами только школа, не работает. Живут на детские пособия.
— В холодильнике у нас всегда есть еда, мама часто покупает мои любимые блинчики с мясом, — вздыхает Карина и задумчиво смотрит в окна наркологического отделения, где «капают» ее маму. — Еще несколько дней и маму вернут «в строй».
Все было бы как прежде, и органы опеки даже не узнали об этой проблемной семье, если бы не случай. К Светлане снова приезжали друзья, женщина перепила свою норму, проснулась утром и не нашла свою старшую дочь. Тут же обратилась в полицию, заявила о пропаже ребенка. Карину нашли в районной библиотеке, куда она пошла сдавать прочитанные книжки, «детские романы про любовь», как она говорит про них. Несмотря на хеппи-энд, полицейские состояние женщины не могли оставить без внимания, учитывая такое количество детей в доме. Приехали органы опеки — детей забрали в детское отделение, а Светлану — в наркологию.
В палату вбегает четырехлетняя Лиана. Высмотрела на тумбочке банан. Достаю, отдаю. Она оставляет мне кожуру, сама стремительным шагом — в коридор. «Ты куда? Ешь!» «Угощу Колю и Катю». И не поспоришь — делиться принято во всех больших семьях.
Это не первая разлука с мамой. За плечами детей — полтора года в социальном приюте.
— Там было плохо, — без уточнений говорит Карина. — Мама, конечно, приезжала каждый день, и крестная приходила, привозили много еды, но без мамы было очень грустно.
В памяти маленькой Лизы осталось это темным пятном: она увидела маму в окне и стала горько плакать: «Мама никогда не придет». Карине удалось убедить малышку, что это не так.
— Вокруг мамы надо создать кольцо опеки, чтобы в случае чего кто-то подхватывал детей. Она будет срываться, к сожалению, этого не избежать, но это будет случаться все реже. Пока, к сожалению, органы опеки нацелены только на то, чтобы изъять детей из семьи. Хотя и так понятно, что с родителями (трезвыми и адекватными, разумеется) детям лучше. Своя мама, какой бы она ни была, лучше самых добрых воспитателей, — считает психолог Анна Ковалева.
Такое событие — сразу пять беспризорных детей в детском отделении — не осталось незамеченным среди больных. Мамочки по мере сил помогают Карине справляться с малышом, в первые дни помогли со всем необходимым, малышню все угощают принесенными из дома гостинцами. Сначала в ответ, конечно, слышится уверенное: «Нет, мы сытые, не надо, спасибо», но хватает одного убедительного слова, и все сметается враз. Но — с достоинством. Как только детям принесли первую передачу (приезжал отец детей), в общую игровую детишки занесли фрукты и всех угостили. Мол, мы как все, не хуже.
Начался учебный год, а дети еще не были на занятиях. По прописке они относятся к лучшей школе райцентра.
— Нам уже все сказали, что мы должны стараться, и я сама хочу окончить школу хорошо, чтобы поступить в юридический институт, — мечтает Карина. — Хочу стать инспектором по делам несовершеннолетних, буду следить за тем, чтобы детей никто не обижал.
— А я стану омоновцем. Нравится мне эта профессия, вот и все, — подытожил Николай.