«Привет, как ты? Надеюсь, у тебя все хорошо. Ты забыла меня?» Это строчка из письма, присланного мне по электронной почте из Хургады. Семь лет назад, когда с Египтом были ещё хорошие отношения и туда летали чартерные рейсы, я с ребёнком единственный раз посетила эту страну. Отель был хороший, правда, от моря далековато. Но это не страшно, туда ходили микроавтобусы, да и пешком можно было добраться. На ресепшене работал администратором русскоговорящий молодой мужчина, назовём его Хасан. Я человек коммуникабельный, беседовала и с ним, и с другими сотрудниками отеля, расспрашивала о быте. С Хасаном мы обменялись адресами электронной почты и потом иногда переписывались. На тот момент он был неженатым и рассказывал, что жениться в Египте очень дорого. Раньше выкуп за невесту отдавали верблюдами и коврами, сейчас просто деньгами или золотом, но суммы меньше не стали.
Нынешним летом я снова обнаружила в электронной почте письмо от Хасана. Он писал, что по-прежнему работает в отеле, что гостей у них немного. Выражал надежду, что скоро возобновятся рейсы из России.
«Все люди, которые работают в сфере туризма, страдают после революции 25 января 2011 года. Никакой другой работы и никакого отдыха. Я один из них. Я мечтаю купить квартиру здесь, в Хургаде, но думаю, что это далекая мечта. Я бедный человек. Самая низкая цена в Хургаде на квартиры 15 000 долларов, а у меня нет денег. Я получаю 1000 LE — это всего 55 $. Когда туризм процветал, все его сотрудники получали чаевые, но теперь мы живём только на зарплату».
Обычная беседа, ничего особенного. Но следующее письмо было не совсем стандартным. Он писал, что у него самые серьезные намерения в отношении меня.
«Я хочу жениться на тебе, что ты думаешь?» — написал Хасан.
Это было неожиданно. С чего бы? Я слегка впала в ступор и даже не сразу нашлась, что ответить. Потом написала, что вообще-то он уже женат, а жёны — это дорогое удовольствие.
«Да, я женат, — ответил мой потенциальный жених, — но вы знаете, что я мусульманин».
Он же меня любит, потому что я красивая, самая лучшая и замечательная, а их традиции позволяют иметь несколько жён, однако мужчинам не разрешается даже находиться в одной комнате с женщиной, если они не женаты. Это грех. А когда мы поженимся, то можем никого не бояться.
Было приятно читать красивые слова, в какой-то момент даже хотелось поверить им. Уехать в Египет, жить на берегу Красного моря, в тепле, под пальмами, забыть об этой вечной, непрекращающейся зиме. Хорошо. Релакс и эйфория.
Однако, прочитав следующее письмо, я поняла, что вечер перестаёт быть томным.
«Я знаю, что вы работаете, поэтому не прошу вас жить со мной в Хургаде всё время. Мы поженимся, и вы будете приезжать ко мне время от времени в отпуск. Но нам нужно купить квартиру в Хургаде, а вы знаете, что у меня нет денег. Не могли бы вы помочь мне решить эту проблему?»
Всё сразу встало на свои места. Египет — действительно бедная страна, а египтяне искренне считают, что люди, которые позволяют себе ездить за рубеж — очень состоятельные. Поэтому в Египте не редкость, когда иностранные туристки выходят замуж и покупают квартиры в надежде на счастливое будущее с египетским супругом. Однако если действительно официально выходить замуж, регистрируя брак в столице Египта — Каире, то по брачному контракту в соответствии с местными традициями, жених должен приобрести квартиру и половину мебели. Оставшуюся мебель, бытовую технику и посуду должна принести в дом невеста. В данном же случае предлагалось всё совсем наоборот.
«Мне кажется, Хасан, что квартира нужна не для создания семейного гнёздышка, а для тебя, и предложение выйти за тебя замуж — это только повод получить квартиру», — написала я.
Он обиделся. Но одновременно решил слегка уступить.
«Мне действительно нужна квартира в Хургаде, но это не значит, что я хочу жениться за квартиру. Я люблю тебя, но в отелях нам не разрешают встречаться, даже если мы женаты. Мы должны будем снимать квартиру и платить деньги за аренду. Зачем нам платить за аренду и не платить за собственную квартиру? Мы должны сотрудничать. У меня есть хорошая идея, я могу взять кредит в банке в $ 5000, а вы заплатите остальное, потому что в Хургаде квартиры стоят от $ 12,000 до $ 15,000. Это все, что я могу сделать».
Мой ответ был в том духе, что в России принято, чтобы мужчина приводил жену в собственный дом или квартиру, а не просил невесту обеспечить его жилплощадью.
Очередное послание гласило: «Я думаю, что $ 7000 не большая сумма в вашей стране. Почему вы не думаете о решении, пока мы не достигнем нашей мечты? Вы умны и найдете способ, чтобы получить оставшуюся часть денег, так что мы можем купить квартиру. Мы должны жертвовать, чтобы достичь мечты и счастья. А потом я найду другие суммы, чтобы обустроить наше семейное гнездо».
Женская душа реагирует на красивые слова. Очень хочется верить такому сообщению: «Я не любитель повторных браков, я не женюсь снова ни на одной женщине — богатой или бедной. Не женюсь ни на ком, кроме тебя, понимаешь???»
Видимо, мои ответы показались Хасану удручающими, потому что его окончательный вердикт гласил: «Понятно, что у нас сложные обстоятельства, мне кажется, что наш брачный проект будет неудачным, лучше остаться друзьями».
Так провально завершился проект, который так хорошо начинался и был таким многообещающим. Пришлось остаться друзьями. Но я думаю, что, если вдруг у меня появятся свободные полмиллиона рублей, и я сообщу об этом Хасану, то он снова сочтёт, что наш брачный союз вполне может состояться. И снова позовёт замуж. Совсем не за квартиру, не думайте. А по большой и чистой любви.