С незапамятных времен Луна притягивает взоры всего человечества. Детальное изучение этого таинственного спутника Земли стало возможно только с началом космической эры, то есть с 50-х годов прошлого века, когда Советский Союз запустил свой первый спутник, а затем и автоматические межпланетные станции (АМС). В 1959 году космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону Луны, которую невозможно увидеть с Земли. В 1966 году АМС «Луна-9» стала первым космическим кораблем, совершившим мягкую посадку на Луне и впервые передавшим землянам изображение поверхности другого небесного тела.
Однако вскоре, а может, и сразу после полета Юрия Гагарина между СССР и США началась настоящая «космическая гонка». Не имея приоритета в запуске космических кораблей с космонавтами на борту на околоземную орбиту, американцы решили обогнать Советский Союз в освоении Луны, на что были потрачены огромные усилия и средства. США начали осуществлять программу пилотируемой космонавтики «Аполлон». В результате в 1968 году «Аполлон-8» стал первым пилотируемым кораблем, который вышел на орбиту Луны. А 20 июля 1969 года, как писали тогда газеты, сбылась мечта человека — на Луну впервые высадились люди! Американский космический корабль «Аполлон-11» успешно совершил посадку на поверхность спутника Земли. Первым в мире ступил на лунную поверхность астронавт Нил Армстронг, затем Эдвин Олдрин. Их выход длился 2 часа 31 минуту. За это время они установили флаг США, собрали образцы грунта, сделали ряд фотоснимков и разместили исследовательские приборы. Пока астронавты выполняли свою историческую миссию, третий член экипажа Майкл Коллинз находился в орбитальном модуле, ожидая их возвращения. Всего, по данным из открытых источников, американцами было совершено шесть посадок на Луну, доставлено на Землю около 400 килограммов лунных камней и грунта.
Что же в это время предпринимала наша страна? Программа по развитию космических исследований, в том числе по изучению Луны, продолжалась, научная мысль не стояла на месте. Как известно, на космос в СССР работало множество промышленных предприятий и конструкторских бюро, выпуск продукции был строго засекречен. В Уфе в те годы с производством космических изделий был связан Уфимский приборостроительный завод (ныне ОАО «УППО»). У меня, как автора-составителя книги, выпущенной в 2006 году к 50-летию УППО, сохранились воспоминания ветеранов завода, часть из которых вошла в это издание.
Вот что говорил ветеран завода, лауреат Государственной премии СССР Рафкат Валеев:
«В 1967-1968 годах начались освоение и выпуск бортовой аппаратуры для Лунных кораблей (ЛК) и Лунного орбитального корабля — ЛОК. Вначале была освоена бортовая аппаратура для этих изделий. Космический аппарат 11ф91 на орбите искусственного спутника Луны сфотографировал почти всю лунную поверхность, в том числе и ее невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности фотографирования с земной поверхности».
Сроки для изготовления изделий были установлены очень сжатые, а требования к качеству, разумеется, были очень высокими. «Для более жесткого контроля качества продукции приказом по заводу прибор принимался комплексной бригадой. В ее состав входили ведущий конструктор, ведущий технолог, контролер. Ввиду того, что конструкторы кроме основной работы должны были заниматься приемкой приборов, работали по 12 часов», — вспоминал Рафкат Валеев.
Чтобы стимулировать работников, Правительство СССР приняло постановление, которое разрешало ежемесячно два процента от стоимости выпущенной продукции выделять рабочим и инженерам в качестве поощрения. Кроме того, дополнительно было разрешено принять в штат 20 инженеров-конструкторов. В общей сложности в конструкторском бюро, занимающемся космической тематикой, трудилось 53 конструктора, что свидетельствовало об исключительной важности выполняемого задания.
«Трудились очень напряженно, никто не жаловался на большой объем работы, все понимали ее необходимость. Это решение очень помогло качественному выпуску аппаратуры для космической техники. В то время на космос работало много предприятий, и среди них наш завод считался лучшим. Так, например, заводу «Киев-прибор», выпускающему аппаратуру для космической техники, Министерство общего машиностроения предложило поехать на наш завод за опытом. Приехали к нам главный контролер, главный технолог и заместитель начальника производства. Интересовались работой монтажников, контролеров, технологией контроля производства. Увиденным остались довольны», — констатировал Рафкат Валеев.
Однако обстоятельства сложились так, что Лунную программу с предполагаемой высадкой экспедиций на поверхность Луны пришлось закрывать. Но уфимские специалисты от этого решения не пострадали: все незавершенное производство головное предприятие оплатило. А впереди были новые заказы и производственные задания государства.
Возвращаясь к полетам американцев на Луну, можно еще добавить, что информация об их лунных миссиях сейчас самая противоречивая. Высказываются даже сомнения — а все ли было так на самом деле?
Исследования поверхности Луны не прекращаются, и существуют даже амбициозные планы по использованию ее ресурсов в интересах человечества.