Уфимская рукодельница Людмила Иванова изготавливает из шерсти зверушек, которые выглядят, совсем как живые. Работает она в технике сухого валяния, которое освоила всего пару лет назад, будучи уже на пенсии.
— Весной будет два года, как я занимаюсь сухим валянием, — рассказывает Людмила «Электрогазете». — Началось все с того, что я купила себе телефон с большим экраном, и сын научил меня пользоваться интернетом и соцсетями. В интернет я погрузилась с головой. Во времена моей молодости ведь не было доступа к такому количеству информации. И вот, как-то я набрела на фотографии работ питерской мастерицы Татьяны Бараковой. Она стала всемирно известной, благодаря своим зверушкам из шерсти. Раньше я и не предполагала, что из шерсти можно делать такую прелесть. Я влюбилась в ее работы. А так как я человек азартный, решила сама попробовать. Стала искать, где в Уфе можно купить необходимые материалы для работы. В мелких магазинах для рукоделия ничего не нашла. Хорошо, что в нашем городе открылся крупный гипермаркет материалов для творчества. Там я купила шерсть, иглы, губки. В интернете нашла обучающие мастер-классы по сухому валянию. В Уфе же нигде этому не обучают. Начала мастерить. Моей первой поделкой стал смешной зайка с длинными ушами. Я нарядила его в штанишки и кофточку. Он до сих пор живет у меня дома.
Сейчас я уже не могу остановиться, — продолжает мастерица. — Постоянно делаю что-то новое. Нахожу идеи в интернете. Перезнакомилась уже со многими российскими мастерами. Мы постоянно общаемся, делимся друг с другом опытом. Для меня открылся целый новый мир.
— Получается, вы нигде специально не учились?
— Нет, все благодаря интернету. Методом проб и ошибок. Смотрю и делаю. Раньше я только вязала и вышивала, и то для себя. Шерстью увлеклась неожиданно для себя. Шерсть — такая необыкновенная вещь. Когда я мастерю, никогда не делаю наброски. Делаю то, что нравится. Причем в результате может получиться совсем не то, что было задумано изначально. Шерсть сама приобретает ту форму, которую хочет. Одинаковые игрушки создать невозможно. Они всегда получаются разными. Я внукам на Новый год сделала снеговиков с рюкзаками. Из одинакового набора шерсти получились абсолютно разные игрушки.
— Ваши зверушки выглядят, как живые. Как вам удается добиться такого эффекта?
— Это как-то изнутри идет. Вот я делаю зверушку, смотрю, что-то не то, доделываю. А еще при подготовке я нахожу фотографии настоящих зверей. Изучаю их внешний вид, строение, обращаю внимание на глаза, взгляд.
— Из чего вы делаете глаза?
— Изготавливаю их из специального пластика, запекаемого или самозатвердевающего, а потом расписываю акриловыми красками и покрываю лаком.
— У вас много мультяшных персонажей из шерсти. Чем они вас привлекают?
— Мне их делать легче. Да и миленькие они сами по себе. В качестве главного рецензента выступает мой внук. До чего он любит мои игрушки! Просит научить его работать с шерстью. Если ему нравится, я спокойна, значит, хорошо получилось.
— В выставках вы участвуете?
— Нет, не приходилось. Если честно, мне жалко продавать игрушки, в которые вложен большой труд, за 200-300 рублей. Дороже на выставках они не продаются. Даже материал не окупается. Практически все свои игрушки я раздарила. Если человек мне нравится, если мои зверушки вызывают у него улыбку, это как бальзам на душу.
— Сколько времени у вас уходит на изготовление одной игрушки?
— Это очень кропотливая работа. Нужно часами сидеть и бить шерсть иголкой. На изготовление маленькой игрушки, до десяти сантиметров, уходит два-три дня. Большой, примерно 20 сантиметров — около недели.
— Сколько часов в день вы работаете?
— Когда как. Так как по натуре я сова, мне комфортнее работать в вечернее и ночное время. Когда все спят, никто не мешает. Часов в 11 вечера я сажусь и могу до четырех утра тыкать иголкой.
— Чтобы заниматься сухим валянием, нужно иметь особое терпение?
— Не могу сказать, что я очень терпеливый человек. Но работа с шерстью меня успокаивает. Раньше меня так успокаивало вышивание, а сейчас шерсть. Полный релакс — тыкаешь иголкой и как будто в облаках паришь. Мысли сразу позитивные приходят, появляется чувство расслабленности, умиротворения. Валяние для меня настоящее антистрессовое занятие. На пенсии ведь не очень весело в наше время, и, когда я беру в руки шерсть, я обо всем забываю.
— А зрение должно быть хорошее?
— Я очки надеваю, лампу дополнительную включаю. Гораздо важнее беречь пальцы. Иглы острые, с зазубринами. Если уколешься, мало не покажется, кровь так и брызжет. Я пару раз укололась, больше не хочу. Слежу за этим.
— В вашем альбоме в соцсетях я увидела куклу, сделанную по фотографии. Получилась очень похожей на реального человека. Как вам это удалось?
— Это я попробовала сделать портретную куклу своего зятя. У него был юбилей — 30 лет. Я долго думала, что ему подарить. Решила попробовать сделать куклу — его копию. Когда он ее увидел, была самая настоящая немая сцена. Он не мог поверить своим глазам, сказал: «Да это же я! В жизни не ожидал такого подарка». Доволен остался.
— Планируете еще делать портретные куклы?
— Да, хочу попробовать сделать куклы кинозвезд, музыкантов. Чтобы всем было понятно, похожими они получились, или нет. Но пока проблема с выбором шерсти. Для скульптурной лепки нужна особая кардочесанная шерсть, а у нас продается только гребенная. Приходится самой ее вычесывать щеткой для животных. И цвет нужен телесный, мне знакомые из Севастополя прислали шерсть, но она темноватая. В интернете, конечно, можно заказать, но пересылка выходит дороже, чем сам материал. Буду искать варианты.
Также у меня в планах научиться изготавливать шерстяные картины и домашние тапки. Если зверушек я делаю методом сухого валяния, то для изготовления тапок надо освоить мокрое валяние. Картины из шерсти — это тоже трудоемкий процесс. У нас продается ленточная шерсть самых разных цветов. Отщипывая тоненькие пряди и аккуратно выкладывая их на раму, можно создать любой рисунок. Художником быть не обязательно, разве что в душе. Здесь важна внимательность. Готовая картина сверху прижимается стеклом и вешается на стену. Красота!