Адрес в Уфе — Колгуевская, 29, знаком многим. Там живут люди без определённого места жительства, в просторечии бомжи. Полностью и правильно — это ГБУ Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства. Сюда обращаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и оставшиеся без жилья. Это режимное заведение со своим кодексом достаточно строгих правил. Впрочем, по-другому здесь нельзя — контингент в большинстве своём вполне определенный, тонко чувствующий любую слабину руководства.
Сегодня мы беседуем с заведующей отделением социальной адаптации центра Гульнарой Карачуриной.
— Кто проживает в вашем центре?
— В нашем центре 49 мест. Ещё 40 мест в отделении центра в Калининском районе, в Шакше. Основной контингент — мужчины.
Категории наших обитателей разные. Есть освободившиеся из мест лишения свободы. Пока они отбывали срок наказания, от них отвернулись родственники, близкие, и они остались один на один с собой и своими проблемами. Это, как правило, достаточно молодые, вполне работоспособные люди. Но вот хотят они работать или нет — это уже другой вопрос.
Есть постоянные клиенты, у которых нет больших конфликтов с законом, просто им в каком-то смысле нравится их жизнь. Они периодически появляются, чтобы привести себя в порядок.
Есть и вполне законопослушные граждане, например, одна из наших постоялиц Фарида Маскова, которая всю жизнь честно работала и жила в ведомственном общежитии. Но недавно её уволили и попросили освободить жилплощадь.
Или 77-летняя медработник, приехавшая из Иркутска — она долгое время там трудилась, вернулась в Уфу, но здесь возникли какие-то проблемы с жильем, и сейчас она судится по этому вопросу.
— Как долго живут у вас люди?
— Люди, попавшие к нам, могут жить здесь до полугода. За это время мы помогаем им найти работу, восстановить документы, устроиться в интернат, при необходимости оформить инвалидность. В сложных случаях, например, при затянувшемся оформлении инвалидности, пребывание может быть продлено по заявлению постояльца.
Но наша организация является полустационарной, и мы не можем обеспечить наших обитателей одеждой или горячим питанием. Мы предлагаем им ночлег и ежедневный продуктовый набор.
Поэтому нам очень нужна помощь от населения — верхняя одежда, в основном, конечно, мужская, обувь, носки, нижнее белье. Горожане приносят одежду, но её все равно не хватает.
Мы находим волонтёров, которые помогают нам организовать раз в неделю горячее питание. Сейчас с нами сотрудничает молодежь из добровольной инициативной группы «Накорми добром». Они покупают на свои деньги продукты и готовят по субботам пищу. Балуют наших постояльцев — приносят им первое, второе, салаты, выпечку, торты, сладости, фрукты. Мы сами тоже в пятницу вечером организуем горячее питание — ищем спонсоров, которые выделяют нам крупу либо вермишель. Поэтому мы обращаемся к населению: если у кого-то есть возможность принести крупу, вермишель, тушенку, разовую посуду, то мы будем рады помощи. Контактные телефоны: 279-44-92 и 287-28-99, по ним всегда ответят наши специалисты.
Нужна и просто денежная помощь. У нас проживают люди, которым мы помогаем оформить инвалидность. Им, к примеру, нужны рентгеновские снимки. Снимки во всех поликлиниках платные. Для нашего учреждения никаких привилегий нет. Денег наши постояльцы не имеют, родственники с ними общаться не хотят. Зачастую мы сами собираем им по 50-100 рублей. Но постоянно делать это нет возможности, зарплаты у нас небольшие. Вот сейчас у нас живёт Сергей Комаров, у него перелом шейки бедра и ампутированы пальцы ноги.
Ему для оформления инвалидности надо сделать два снимка, это стоит около двух тысяч рублей. Если инвалидность оформят, он будет получать пенсию. Но пока не будет снимков, мы не сдвинемся с места.
Кроме того, некоторым мы помогаем восстановить паспорт, на это тоже уходит около двух тысяч рублей — штраф за утерю, госпошлина за оформление и фотография. Более-менее сознательные идут работать, чтобы накопить на это денег. Берутся за разовые работы, приносят нам заработанное на хранение, чтобы не потратить. Многие потом, найдя работу и подкопив денег, снимают жильё на несколько человек.
— Но в городе гораздо больше бездомных, чем вы можете разместить у себя. С ними вы как-то работаете?
— Регулярно мы выезжаем в рейды по Башкирии и по Уфе. Места сбора бездомных мы уже знаем. В Уфе, например, они собираются на Привокзальной площади, возле Крестовоздвиженского храма, на улице Карла Маркса, возле Социально-реабилитационного центра для лиц в состоянии алкогольного опьянения. Мы выдаём им одежду, оказываем доврачебную помощь, при необходимости проводим юридические консультации, в морозы привозим горячее питание: суп, второе блюдо, хлеб и чай.
— Есть ли в республике другие подобные организации?
— Наш центр — единственный в республике. И мест, конечно, не хватает. Нам звонят из других городов, там бездомных, может, и немного, но они тоже есть. Зимой часто звонят из больниц, куда поступают бездомные с обморожениями. Если у нас есть места, мы их принимаем, но места бывают не всегда.
К тому же, в центр принимают только людей, которые могут сами себя обслуживать и не нуждаются в дополнительном уходе. Есть и другие ограничения. Об этом говорит заведующий отделом первичного приема Руслан Кужин.
— Есть медицинские противопоказания — это туберкулёз любых органов, онкозаболевания, энурез, все виды психических расстройств, гангренозные поражения. Если человек не гражданин России, его тоже не возьмут в центр. Гражданами других государств занимается миграционная служба.