Все новости
Общество
15 Декабря 2016, 16:32

Уфимцам предлагают банкротиться по-быстрому

Уфимцам все чаще поступают предложения о помощи в оформлении банкротства. Очень заманчиво: раз и навсегда освободиться от долгов. Но насколько законна такая деятельность?

Фото Андрея Старостина.
Фото Андрея Старостина.
Уфимцам все чаще поступают предложения о помощи в оформлении банкротства. Обычно — по телефону, иногда клиентов «отлавливают» в банках, и начинается «обработка»: «У вас есть кредит? Хотите избавиться от него? Мы поможем вам оформить банкротство. И тогда вам не нужно будет возвращать долги».

Предложение на первый взгляд действительно заманчивое: раз и навсегда освободиться от долгов. Но первый вопрос, который возникает у здравомыслящего гражданина — насколько законна такая деятельность, не мошенники ли это? И можно ли в одночасье решить свои денежные проблемы? Ситуацию комментирует директор офиса финансового омбудсмена в Республике Башкортостан Валерий Шарипов:
— Закон «О банкротстве физических лиц» действует в стране второй год: он вступил в силу 1 июня 2015 года и начал действовать в октябре того же года. Согласно этому закону, для признания гражданина банкротом необходимо выполнение двух ключевых требований. Первое — наличие задолженности на сумму более 500 тысяч рублей. И второе — неисполнение денежных обязательств более трех месяцев. Но банкротство — это не «индульгенция». И те, кто предлагает уход от ответственности, вводит людей в заблуждение…
— То есть их действия можно назвать мошенническими?
— С правовой точки зрения, к ним не придерешься, они, по сути, предлагают оказание юридических услуг в части консультирования, представления интересов в суде. И получают деньги за эти услуги. Кстати, по разным данным, на рынке они оцениваются от 150 до 200 тысяч рублей. Платит эту сумму должник. Причем, не всегда в зависимости от результата работы.
Другое дело, если они получат деньги, но услуги не предоставят, тогда их действия подпадают под 159-ю статью.
— Гражданин сам должен обратиться с заявлением в суд о признании его банкротом?
— Согласно закону «О банкротстве физических лиц», это должен сделать сам гражданин. Чтобы подать заявление, нужно собрать два пакета документов: первый подтверждает наличие кредиторов, второй — наличие дебиторов. То есть потенциальный банкрот предоставляет списки тех, кому он должен, и тех, кто ему должен.
Но прежде должнику необходимо оплатить госпошлину. Еще один важный момент: суду он должен представить кандидатуру финансового управляющего (профессионального участника сообщества конкурсных управляющих), размер вознаграждения которого не может превышать 25 тысяч рублей единовременной выплаты (эта сумма также относится к расходам должника — прим. авт.). Однако найти финансового управляющего за такую сумму очень сложно. Сама процедура на сегодня практически невыполнима.
— Если гражданина признают банкротом, то в дальнейшем он уже не может быть заемщиком?
— Физическое лицо, объявленное банкротом, на целых пять лет становится «изгоем». Он получает так называемое поражение в правах. Банки вносят его в «черные списки». Вот как раз об этом и умалчивают те, кто предлагает гражданам раз и навсегда быстро избавиться от долгов. На Западе это означало бы финансовую «смерть» человека: он и так живет в долг, а ему все карточки «режут».
Вообще ситуация патовая. Просроченную задолженность на сумму более 500 тысяч рублей, по данным статистики, имеют более 600 тысяч наших граждан. Это люди в возрасте от 30 до 45 лет, по сути, потенциальные заемщики. Такое положение ставит под вопрос существование самой кредитной системы.
— Почему это происходит? Что не так с нашей банковской системой?
— Когда возникает разговор на тему: кто виноват, я всегда говорю: тут 50 на 50. Виноваты и граждане, которые не взвесили свои силы, и банки, которые не идут навстречу. В законе о банкротстве прописаны три сценария — заключение мирового соглашения, реализация имущества и реструктуризация долгов. Последнее, как вариант, рассматривают только единицы. И в этом вина не только кредиторов. Тут упущение как банковского сообщества, так и регулятора, которые не доработали стандарты реструктуризации. Суд не может применять этот механизм.
В 2013 году Ассоциация российских банков предложила свои Стандарты банковской деятельности по реструктуризации задолженности заемщиков. В настоящее время всего пара-тройка кредитных учреждений могут предложить своим клиентам способы реструктуризации задолженности. И это очень печальная ситуация. Ведь есть люди, готовые платить в дальнейшем. Речь идет о добросовестных заемщиках. У человека могут возникнуть временные трудности, например, он потерял работу — так пойдите ему навстречу, заморозьте проценты! А что происходит сейчас? Человек вынужден обращаться в микрофинансовые организации, брать деньги под 500 процентов, чтобы вернуть деньги банкам!
— Что нужно сделать, чтобы вырваться из этого «адового круга»?
— На мой взгляд, проблема в том, что изначально неверно позиционирован сам закон. Он называется — «О банкротстве». Предпочтительнее было бы назвать закон «О финансовом оздоровлении участника финансовых отношений». Смысл закона должен быть именно в оздоровлении, а не в банкротстве. Клиентам банков должны быть предложены способы реструктуризации долга.
Поэтому, прежде всего, как я уже говорил, ЦБ нужно доработать стандарты реструктуризации. Хорошо, что уже есть банки, которые идут навстречу своим клиентам, договариваются о возможности цессии, то есть переуступки права требования. Но пока это единичные случаи, хотелось бы, чтобы их было больше.

Автор:Хамматова Лиана
Читайте нас: